... Ко второй половине 20 века, ближе к его концу, западная цивилизация додумалась до того, что должна возникнуть отдельная гуманитарная научная дисциплина - экология. Но, мне кажется, пока еще ни Запад, ни мы всерьез не задумались над тем, что срочно должна возникнуть научная гуманитарная дисциплина - экология культуры ...                                                                                                                                                                                                                                            
ОЛЕГ ДМИТРИЕВ. ИНТЕРВЬЮ
[Резюме]
[Роли]
[Постановки]
[Персональный сайт]
гостевая книга карта сайта
сотрудничество
афиша
новости
спектакли
контакты
библиотека
главная страница
Санкт-Петербург
© Авторский театр -  2009
Олег Дмитриев, Галина Филимонова и Анна Лепёхина о спектакле "Мандельштама нет" и о днях памяти Осипа и Надежды Мандельштам. Программа Марины Михайловой "Культурная реакция"
                                                                                                                         
// Радио "Град Петров", 24 декабря 2014 г.
… Когда мы сделали такой спектакль "Мандельштама нет" в 2008-м году нас тоже, в известной мере, осудили за то, что мы почему-то, с позиций Надежды Яковлевны Мандельштам, позволяем себе осуждать будущее. А мы говорили именно о будущем… О том, что ничто не проработано в качестве травм нашей истории. А если мы (Галина Ивановна, я, компания тех, кто занимался этим спектаклем, Елена Седова - директор Авторского театра), если мы в себе не проработали травмы того времени и не сказали о том, что будет дальше, то ведь мы размножены на десятки, сотни, тысячи людей - это, скажем, наши зрители. Ну, а дальше - миллионы - наш народ. Не проработавший травмы. Не выработавший в себе отношение к этому времени, к этой эпохе. К тому, про что писала Надежда Яковлевна Мандельштам, что она хотела сказать… Мы неизбежно напоремся на то, что, скажем, в году 2014-м, на пороге 2015-го, на пороге нового дня рождения Осипа Эмильевича Мандельштама множество из того, о чём говорила Надежда Яковлевна в своих книгах, не просто реинкарнируется, а я бы сказал, модифицируется, усиливается посредством новых технологий …

Олег Дмитриев о спектаклях Авторского театра в программе Марины Михайловой "Культурная реакция"
                                                                                                                           
// Радио "Град Петров", 12 ноября 2014 г.
… Если всерьёз говорить об исповеди и о свидетельстве, то для меня, в известной мере, это одно и то же, потому что, если человек приходит на исповедь к какому бы то ни было доверенному лицу - будь то священник одной конфессии или другой - он является свидетелем собственной жизни. Вот что такое, мне кажется, исповедь. Если она искренняя, то я являюсь свидетелем того, что я сам прожил, и чем я сейчас честно делюсь… Диалог с самим собою, со своею совестью, когда смыкается понятие исповедующегося и свидетеля собственной жизни… И в эти секунды, мне кажется, исповедующиеся становятся ответственными за то, что и как они прожили, а не просто жалующимися …

Олег Дмитриев: "Очень личное. Про любовь". Беседовала Анна Гриневич
                                                                                                                  
// "Мой Петрозаводск" № 35, 30 августа 2014 г.
... Личная жизнь не только прямая проекция всех катаклизмов, которые переживает человечество, но и территория противостояния окружающему мраку. Аккумулировать энергию любви стоит наперекор отчаянию, сменяющему надежду. Мы попытались надышать какое-то пространство любви ...

О. Дмитриев: "Самые мрачные прогнозы сбываются". Беседу вёл Александр Фукс
                                                                                                                         
// Сайт "Губерния Daily", 29 августа 2014 г.
... В 2008 году мы открыли Авторский театр и заговорили на эту тему именно потому, что предчувствовали, в каком направлении пойдет страна. Например, премьер-министр произнес тогда в Катыни над могилами убитых сталинским режимом поляков, что наше отношение к Сталину однозначное - как к преступнику. И он же спустя короткое время, будучи уже в должности президента, обратился к депутатам с предложением рассмотреть вопрос о возвращении Волгограду названия Сталинград. Это и многое другое вызывало серьезные опасения, но все-таки финал наших "Зачарованных смертью" давал надежду. Сейчас же, увы, самые мрачные прогнозы сбываются ...
Предварительная проверка сцены в Петрозаводске
                                                                                      
// Новости. Телеканал "САМПО", Петрозаводск. 21 августа 2014 г.
... В программе Международного театрального фестиваля "Молодой театр" спектакль Авторского театра
"Я ЛЮБЛЮ ЛЮБОВЬ" состоится на сцене Национального театра Карелии ...


О спектаклях Авторского театра:  Олег Дмитриев, Елена Седова, Анжелика Неволина, Владимир Селезнёв
                                                             
// Программа Марины Лобановой "Встреча". Радио "Град Петров". 24 мая 2014 г.
Олег Дмитриев … Когда мы берём отдельную роль - нельзя её изымать из контекста целого спектакля. Потому что - да, в каждой роли есть "про что". Но главное "про что", которое, мне кажется, в итоге, завладевает умом и сердцем зрителя - это целое …
Анжелика Неволина … А в основном, мировая литература - это героини, герои, обуреваемые страстью, одержимостью, это естественно…
Олег Дмитриев … И всё равно мировая литература исследует природу зла в человеке …
Анжелика Неволина … Как сказал Достоевский, сердце… Дьявол борется с Богом, а поле битвы - сердце человеческое … Вот и всё.
Олег Дмитриев … И мы всегда говорим о том, что присутствие в нас тьмы, присутствие в нас зла ещё не означает, что таков мир. Наоборот, мы рассказываем о том, что этому в нас противостоит …

О спектакле "Зачарованные смертью":
Олег Дмитриев, Елена Седова, Анжелика Неволина, Владимир Селезнёв

                                                             
// Программа Марины Лобановой "Встреча". Радио "Град Петров". 17 мая 2014 г.
Марина Лобанова … Какое есть, такое и есть прошлое. Мы должны, и это очень важно, свою собственную жизнь построить… Иначе у нас не будет будущего. Мы тогда получаемся всё время обращёнными в прошлое. Это неправильно …
Олег Дмитриев … Нет, это всё не так. На самом деле мы постоянно обращены в прошлое по одной простой причине: потому что всё время хотим отсечь память. Мы всё время хотим сказать: это было, и мы забыли… Мы говорим: это прожили и забыли… И оказываемся в том самом месте, которое отсекли из своего сознания. Мне кажется, единственное, что обеспечивает выживание цивилизации, - бесконечность памяти… Наша, мне кажется, национальная болезнь - это абсолютная ретроградная амнезия, которую мы культивируем и на государственном уровне, и на уровне самосознания. Мы не хотим помнить …

О спектакле "Я люблю любовь". Программа "Ветер в окно". Ведущая - Тамара Филиппова
                                                                                                         
// Радио России, Санкт-Петербург, 10 апреля 2014 г.
Олег Дмитриев … Всё думаю о том, что представляет собою наш ХХ век, по крайней мере, как я его застал… Что же там за кардиограммы, какие пики были в ХХ веке?.. Что такое кардиограмма? - Как график жизни. И мне кажется, что были безусловные два пика после окончания войны, во второй половине ХХ века. Это 60-е - "оттепель" и конец 80-х - начало 90-х - Перестройка. Два гуманитарных пика нашей жизни. Я бы сказал, две гуманитарных революции, когда о многом мечталось, многое осуществлялось в духовной жизни моей страны, моего народа, моих родителей… И я этому наследую. И мне было важно эти два пика сопоставить: а что если две женщины, живущие в двух этих разных временах, встречаются?..

Олег Дмитриев о спектакле "Подросток" в программе Татьяны Ткач "Театральная галерея"
                                                                                                                                                                       // Радио "Петербург", 1 февраля 2014 г.
... Юность, молодость, это ведь не только подражательный опыт, это во многом опыт и критический... Ведь есть же в культуре такой троп,: молодость как бунтарство. Не раз и не два молодые люди протестовали против лжи отцов. Потому что есть поиск себя, поиск самоидентификации. Никого не хочется повторять, очень хочется быть честным, хочется пройти путь по своему и честно. И мне, с этой точки зрения, было важно, лично важно всмотреться в то, чем дышат, чем живут сегодняшние молодые люди ...

Олег Дмитриев. Любовное приключение. Беседу ведёт Елена Петрова
                                                                                                                       // "Аргументы и Факты. Петербург". № 52. 25 - 31 декабря 2013 г.
… Особенность нашего театра в том, что "чужие здесь не ходят". Мы не берём случайных авторов, случайных артистов... Мне кажется, у нас нет и случайных зрителей. А всё потому, что отсутствуют случайные темы. Звучат только лично волнующие ...

Олег Дмитриев о предстоящей премьере спектакля "Я люблю любовь". Программа "Арт-ланч". Ведущая - Татьяна Троянская
                                                                                                                                                    // "Эхо Москвы в Петербурге", 18 декабря 2013 г.
... Обе героини считают пиком своей духовной жизни, я бы  сказал, пиком своей наивысшей влюблённости две интереснейшие точки в нашей новейшей истории. Елена считает, что лучшие годы её жизни совпали с 60-ми, "благословенными 60-ми", а Инна считает, что наивысшая её влюблённость пришлась на 90-е, которые у нас принято ругать, считать временем малиновых пиджаков - золотых цепей, а нам кажется, что всё-таки это два времени двух гуманитарных революций, которые случились в нашей стране ...

Олег Дмитриев об открытии 6-го сезона Авторского театра. Программа "Время встречать гостей"
                                                                                                                                                                  // Телеканал "ТЕЛЕДОМ". 30 октября 2013 г.
... Мы с самого начала восставали против того, что нас надо писать в кавычках: "Авторский театр". Мы не можем закавычить это для себя, как некое название, как нечто назывное, потому что для нас это - кредо. Авторское чувство, которое мы для себя формулируем: "не могу на эту тему про-мол-чать", оно и составило такую идеологическую, этическую, человескую платформу нашего образования, которое в 2008 году началось моноспектаклем "Мандельштама нет"...


Олег Дмитриев. По мотивам жизни. О спектакле "Подросток" в МДТ - Театре Европы.
                                                                                                                                           Беседу ведёт Елена Седова
                                                                                                                       
// "ПравоИнформ" № 42, 14 октября 2013 г.
Мы честно написали на афишах, что наша история - по мотивам романа Достоевского. Точнее было бы написать: по мотивам не только и не столько романа, сколько по мотивам нашей собственной непростой и довольно интересной жизни.

Анастасия Наконечная. Разрыв поколений - главное наследие советской эпохи
                                                                            // Сайт "Преображенское содружество малых православных братств. 3 июля 2013 г.
Олег Дмитриев ... В конце 1980-х правда выливалась из газет и толстых журналов, а в семьях - правды, как правило, по-прежнему не было. Да, мы прочли недоуничтоженные книги, но главное происходит не в газетах и журналах, а в жизни. У моей бабушки, когда-то работавшей в НКВД и потом вышедшей на пенсию, пальцы в эти годы были черными от сотен перелистанных газетных страниц в день - она читала абсолютно всё, ни с чем не соглашалась и медленно сходила с ума. До самой смерти она не поделилась со мной ни словом о том, кем была и что делала, молчала об этом и моя мама ...

Олег Дмитриев о премьере спектакля "Подросток" в МДТ - Театре Европы. Программа "Арт-ланч"
Ведущая - Татьяна Троянская

                                                                                                                     
// "Эхо Москвы в Петербурге", 31 мая 2013 г.
Олег Дмитриев: Мы ставим не Достоевского позапрошлого века, мы говорим о сегодняшнем дне…
Татьяна Троянская: На этот спектакль хочу пригласить подростков для того, чтобы они на себя со стороны посмотрели, а взрослых - для того, чтобы они поняли своих детей.


Олег Дмитриев. Всё затеяно не зря                                                                                 Беседу ведёт Елена Седова
                                                                                                                          
// "ПравоИнформ" № 10, 4 марта 2013 г.
... Именно такой подход к жизни Авторского театра - постоянное художественное развитие, а не только лишь стабильный "прокат" спектаклей, обеспечивает и характеризует, как мне кажется, нашу жизнеспособность. И в этом смысле, мечты продолжают сбываться ...

Олег Дмитриев. Теория непокоя
                                                                                                          
// "Петербургский дневник" № 23, 8 февраля 2013 г.
... Возможно, скромный, но все же резонанс, который имеет наша работа, означает, что надежда выработать в самих себе иммунитет ко лжи о нашем прошлом и настоящем не бесплодна. Тогда всё, что мы делаем сегодня, конструктивно по отношению к будущему ...

Олег Дмитриев в программе "Театр сегодня и завтра"                                 Ведущий - Владимир Фунтусов-Нечкин
                                                                                                                                                                               // Телеканал ВОТ, 1 февраля 2013 г.
… Название АВТОРСКИЙ ТЕАТР интуитивного свойства, но в то же время очень осмысленно возникло… Больше всего нас волнует присутствие личности и присутствие духа каждого из нас в каждом нашем создании <…> другими словами - "я есмь" - то, что труднее всего достижимо на театре, потому что там инструментом художника является сам человек. Оставаться собой в любых предлагаемых обстоятельствах и при этом рождать бесконечное разнообразие художественных форм - это высшая цель и, как правило, наиболее трудно достижимая. Это идеал своего рода, то совершенство, к которому мы стремимся и, всякий раз чуть-чуть приближаясь к нему, вновь от него удаляемся …

Олег Дмитриев в программе "Театральный марафон"                                                      Ведущая - Евгения Глюкк
                                                                                                                                                                                  // "Фонтанка FM", 25 января 2013 г.
… В нашей стране ведь не было Ренессанса, не было эпохи Возрождения. Не было этой спасительной цивилизационной прививки, которая в остальном европейском мире случилась. Поэтому у нас главное достижение эпохи Возрождения - гуманизм, то есть понятие об абсолютной самоценности человеческой личности, не привито, не развито, не востребовано …

Олег Дмитриев о спектаклях Авторского театра на сцене Музея Достоевского и о репетициях спектакля МДТ - Театра Европы "Подросток". Программа "Арт-ланч"                                                    Ведущая - Татьяна Троянская
                                                                                                              
// "Эхо Москвы в Петербурге", 10 декабря 2012 г.
… Мы рады приключению, связанному с новой для спектакля "Зачарованные смертью" сценой Музея Достоевского, потому что для нас возможность сыграть в новом пространстве - это всякий раз шанс что-то новое узнать, понять про художественные возможности спектакля… шанс обнаружить совершенно иные интонационные возможности, новые видения… иную степень достоверности… сделать содержательные открытия внутри спектакля …

Олег Дмитриев. Ближний круг                                                                                          Беседу ведёт Елена Седова
                                                                                                                        
// "Экран и сцена" № 16, 31 августа 2012 г.
... Мы пытаемся по мере сил обнаруживать всё новые связи в том круге, который раз за разом оказывается разорванным на части не только и не столько идеологией советского коммунизма, сколько самой жизнью, всею жизнью, описанной Достоевским ли, Ибсеном ли… Жизнью, которая, не исключено, мотивирует каждый твой шаг тоской по утраченному ближнему кругу и стремлением обрести его вновь ...

Олег Дмитриев. Прыжки выше собственной головы                                              Беседу ведёт Борис Тополянский
                                                                                                                    //
"Петербургский фотограф", 17 июля 2012 г.
... Занимаясь экспериментальным творчеством или принципиально делая что-то немассовое, художники все равно создают нечто для всех. И это уже вопрос всех — реагировать или не реагировать на подобные вызовы. До сих пор, увы, существует расхожая, во многом советская (хотя и не только) точка зрения, что общество бросает вызов художнику. Мне кажется, по правде все происходит ровно наоборот: художник бросает вызов, а общество или реагирует, или не реагирует ...

Олег Дмитриев о прошедшем четвёртом сезоне Авторского театра в программе Татьяны Ткач "Театральная галерея"                                                                                                                   
// Радио "Петербург", 20 июня 2012 г.
... Мы задаёмся вопросом, не что с нами сделал советизм, а что мы с собой наделали во время советизма. Почему эта система по сию пору так успешно, активно воспроизводится, реинкарнируется и возрождается. Нашими собственными усилиями ...

Олег Дмитриев о "политическом театре"                                                               Рубрику ведёт Елена Строгалева
                                                                                                                                         // Петербургский театральный журнал №1 [67],  2012 г.
... Театр - самое мощное из визуальных искусств, самое интерактивное, если угодно. Даже в таком искусстве универсальных возможностей, как кино, чувства, всё-таки, смонтированы и зафиксированы на плоском материальном носителе или в синтетическом 3D-формате. А в театре они живые, настоящие, здесь и сейчас. Я бы сказал, это - "метафизика, данная нам в ощущение". Сила её воздействия, на мой взгляд, исключительна и вне конкуренции. Оттого так склонны попользоваться именем театра не близкие к нему отрасли человеческой деятельности, не чуждые публичности и нуждающиеся в популярности. Отсюда и соответствующие клише. "Театр военных действий", например. "Политический театр" - клише того же сорта. И для меня оно обозначает нечто вроде предвыборного съезда "Единой России". Вот это политический театр в чистом виде.
Мне кажется, не стоит театру уподобляться отраслям жизни, которые функционируют вне поля этики, гуманизма, художественного поиска, и заимствовать у них расхожие оксюмороны. Оставим "политический театр" политике. Себе - просто театр ...
Олег Дмитриев. "То, что мы не хотим о себе знать"                                                      Беседу ведёт Елена Боброва
                                                                        
// "Российская газета" - Федеральный выпуск №5690 (17), 27 января 2012 г.
... Не интересоваться составом своего генотипа, в котором записаны не только страдания жертв, но и деяния палачей, значит быть неспособным прогнозировать свои поступки. Если "сын за отца не отвечает", он и за себя не отвечает. И это высшая мера безответственности ...

Интервью журналу "Пресс-релиз"                                                                                     Беседу ведёт Елена Седова
                                                                                                                                                // Журнал "Пресс-релиз", осень-зима 2011/2012 г.г.
... Самое трудное - правда. Книги Алексиевич предельно исповедальны и ошеломляюще достоверны. При соприкосновении с ними на театре недопустимо лицедейство. Или всё по-настоящему, или не надо за это браться.
Самое светлое - надежда, которой озарена новая книга Алексиевич. Мы для себя так и называем завершающую часть триптиха - спектаклем нашей надежды. На то, что наше бесчеловечие, развившееся в эпоху советизма, обратимо. На то, что мы, трезво оценивая прошлое как генетическое наследство, пробуждая память и совесть, в силах попытаться обезопасить будущее от уже известного нам зла ...


О трёхлетии Авторского театра. Программа "Арт-ланч"                                              Ведущая - Татьяна Троянская
                                                                                                               
// "Эхо Москвы в Петербурге", 29 октября 2011 г.
Олег Дмитриев: Нам очень дороги друзья Авторского театра, наши поклонники, наши постоянные зрители. Но всё-таки думаю, что жизнеспособность театра, его настоящесть определяется тем, что каждый день в зрительный зал приходят всё новые лица. И, слава Богу, мне кажется, мы именно в такой ситуации живём. Круг наших зрителей, наша аудитория расширяется …

О спектакле "Зачарованные смертью". Программа "Ветер в окно"                         Ведущая - Тамара Филиппова
                                                                                                                                           // Радио России, Санкт-Петербург, 22 декабря 2011 г.
Олег Дмитриев: Возможно ли возрождение человека в советском человеке, который, по нашему глубокому убеждению, человеком в ренессансном смысле слова не является?.. Советский человек, воспитанный на утверждении, что "абстрактный гуманизм" - это плохо, в чём-то уже не вполне человек, с нашей точки зрения. Поскольку, как нам кажется, понятие "гуманизм" не терпит никаких прилагательных в соседстве. Гуманизм сам по себе - это базовая ценность нашей цивилизации… По существу, советская система отменила понятие гуманизма, то есть человечности, объявив его абстрактным… Что же это была за система, если она изъяла из нашего бытия понятие "человечность"? Вероятно, это была система бесчеловечная. Кто же такие мы, несущие в себе ген бесчеловечия? И как нам с этим быть?.. Обо всём этом мы задумываемся… и полны надежды, что мутация, свершившаяся в нас обратима. Только для этого нужно работать - каждому над самим собою и каждый Божий день …

Олег Дмитриев в программе "Лица города"                                                                      Ведущая - Наталья Бовкун
                                                                                                                                    
// Телеканал ВОТ, 8 декабря 2011 г.
… Вера, идеалы - во многом, субстанция метафизическая, иррациональная… Наши спектакли так устроены, театр вообще так устроен, что, если люди, приходящие в зрительный зал могут испытать секунду чужой боли как своей… вот эта секунда своей живой человеческой боли за другого человека может подсказать многие внутренние интуитивные догадки, подступы к тому, что потом может стать верой. Это называется состраданием. И я думаю, что до тех пор, пока театр способен будить сострадание, он имеет право на существование, он состоятелен …

Олег Дмитриев. Часть генотипа                                                                                      Беседу ведёт Елена Боброва
                                                                                                                                              //
Free TIME №11(164), 2011г.
... Я чувствую вину и ответственность за то зло, что сотворено в годы советской диктатуры. Потому что оно - часть моего генотипа. Это груз памяти того, у кого в роду были люди, оказавшиеся по разные стороны колючей проволоки советского концлагеря. И с этим в себе я, как умею, пытаюсь работать ...

Интервью Олега Дмитриева театральному видеожурналу "Подмостки в Петербурге"
                                                                                                                                                                   // www.theatre.inspb.ru/28 октября 2011 г.
... Никакой мартиролог, каким бы долгим, длинным, многостраничным и многотомным он ни был, не в состоянии передать ужас утраты и, я бы сказал так - генетическую зависимость от насильственного прерывания одной единственной жизни. Эти жизни были прерваны миллионами. Мы этому наследуем и я убежден, что мы несём за это ответственность. Мы, сегодняшние. А вот то, что эта точка зрения на сегодняшний день непопулярна, мягко говоря, или даже вызывает нередко раздражение, отторжение, возмущение - по-моему, это серьёзная проблема ...

Олег Дмитриев о премьере спектакля "Зачарованные смертью"
Ведущая - Елена Серова

                                                                                                        
// Радио России. Санкт-Петербург, 28 октября 2011 г.
… Сын - сой любимейший человек в этой истории, я ему передоверяю много своих  собственных мыслей… В нём совмещаются ответственность и вина… И мы тоже чувствуем, что вправе и обязаны нести ответственность за деяния наших родителей …

Олег Дмитриев: "Мы в ответе за прошлое"                                                                     Беседу ведёт Елена Петрова
                                                                                                                                // "Аргументы и факты - Петербург" №43, 26 октября 2011 г.
… Да, люди по большей части говорят: "Хватит о Сталине и ГУЛАГе". И что больше всего огорчает, так говорит и наиболее совестливая часть народа. Интеллигенция острее других чувствует нравствен ную боль и потому отказывается испытывать ее вновь. Но так можно вовсе разучиться думать. Полагаю, необходимо будить в себе память и совесть, чтобы попытаться обезопасить будущее от зла, порождённого нами в ХХ веке …

Олег Дмитриев о премьере спектакля "Зачарованные смертью" и о триптихе "Мы живём, под собою не чуя страны…". Программа "Театральная галерея". Ведущая - Татьяна Ткач
                                                                                                                                                                        // Радио "Петербург", 20 октября 2011 г.
… Светлана Алексиевич, на мой взгляд, очень точно определяет время жизни нескольких поколений советских людей названием "Зачарованные смертью"… В известной мере, теза эта - некий конечный метафорический вывод о том, чему же мы более всего научились в нашей стране, у нас на Родине за почти восемьдесят лет коммунистического режима … "Нас выучило наше государство - это министерство смерти, мы хорошо научились умирать, мы полюбили смерть, мы смертью зачарованы"… Вот в каком смысле Светлана Алексиевич и её собеседник - один из персонажей нашего спектакля, Сын - формулируют суть бытия советского человека …

Олег Дмитриев о премьере спектакля "Зачарованные смертью"
Программа "Арт-ланч". Ведущая - Татьяна Троянская

                                                                                                                                                      // "Эхо Москвы в Петербурге", 19 октября 2011 г.
… Третья часть триптиха "Мы живём, под собою не чуя страны…" - спектакль "Зачарованные смертью" о том, кто такие мы сегодняшние, которые, как мне кажется, должны ощущать индивидуальную вину за происшедшее в нашей стране и в нашей истории задолго до нашего рождения, и мы, несущие индивидуальную ответственность за всё, что творилось в нашей стране на протяжении семидесяти с лишним лет советской власти и продолжает происходить сейчас …

О спектакле "Ночной дозор" и о премьере спектакля "Зачарованные смертью"
Программа "Ветер в окно". Ведущая - Тамара Филиппова

                                                                                                                                             // Радио России, Санкт-Петербург, 13 октября 2011 г.
… Мы не вопреки кому бы то ни было или чему бы то ни было, а просто потому, что по-другому не можем, предприняли попытку для самих себя и про самих себя понять, кто мы сегодняшние, и что нам со своею советскостью, безусловно оставшейся у нас в составе крови, в генотипе, делать в дне сегодняшнем и, самое главное, в дне завтрашнем…  Мы питаем по отношению к самим себе надежду на возможность очищения и поэтому стали заниматься со всей настойчивостью завершающей частью триптиха "Мы живём, под собою не чуя страны…" - спектаклем третьим -  "Зачарованные смертью" …

Олег Дмитриев. Авторское чувство: тревога и надежда
Беседу ведёт Анна Коваленко

                                                                                                       
// Петербургский театральный журнал №1 [63], 2011 г.
... Я рискую выразиться слишком высокопарно, но, видимо, придётся, иначе смысл будет неточным. Главный партнёр артиста-художника-автора в моноспектакле - это его совесть. Непокой этой духовной, душевной, главной составляющей человека и диктует артисту потребность  высказаться  в  такой концентрировано исповедальной форме, как моноспектакль ...

Олег Дмитриев. Быть честной - это больно, и это долго - быть честной

                                                                                                              
// Интернет-проект www.letterra.org, май 2011 г.
... Нам совершенно необходимо разглядеть, исследовать, как то, о чём молчит Мать, наследует Сын. И уж особенно важно, как Сын встретится с Дедом. С Дедом – палачом, убивавшим людей «профессионально», государственно обоснованно. Как Сын отшатнётся от Деда, рассказывающего, что такое стрелять в левую височную долю головы, что такое отмывать потом закровавленные руки... Как Сын вдруг обнаружит в себе наследство этих по плечи запачканных кровью рук… Как Сын вдруг поймёт, что это наследство безусловно передаётся его сыну – совсем ещё мальчишке… Вот это мы пытаемся исследовать в Авторском театре. И ради этого исследования мы «выкрали» из новой книги Светланы Алексиевич одну единственную историю, интерпретировали её как историю рода, историю семьи, историю трёх поколений… Историю утаённой вины и попытки покаяния в этой вине. Мать – Сын – Дед… Три поколения, три колена одного рода. Сын, возможно, вернёт этому роду право быть человеческим ...

Олег Дмитриев. Территория Человечности.  Беседу ведёт Елена Кудрявцева (ИД "КоммерсантЪ")
                                                                                                               
// Сайт "Эхо Москвы в Петербурге", 7 мая 2011 г.
... Отказ от признания личной вины в вольном или невольном соучастии в преступлениях советизма против человечности и делает практически невозможной дискуссии в обществе по вопросу о преступности советского режима. Потому что себя винить больно ...

Олег Дмитриев о фильме Сергея Лозницы "Счастье моё". Программа "Время кино"
Ведущие: Татьяна Троянская и Александра Петровская

                                                                                                                
// "Эхо Москвы в Петербурге". 16 апреля 2011 г.
… В фильме "Счастье моё" все взаимодействуют друг с другом не по закону сострадания ближнему. Нет, здесь действует, как основной закон, равнодушное зверство… Самочувствие, которым заражаешься от нежити, действующей в фильме Сергея Лозницы, - равнодушной агрессии или агрессивного равнодушия - абсолютная реальность нашей сегодняшней жизни. Я очень часто замечаю это в людях именно сегодня, именно сейчас, спускаясь в метро я вижу эти оловянные глаза, которые можно разглядеть на крупных планах в фильме Сергея Лозницы "Счастье моё…"

"Предъявите документ". Беседа Олега Дмитриева и журналиста Михаила Калужского
                                                                                                                     
//Сайт " Говорящие головы". 6 апреля 2011 г.
… Театр, на мой взгляд, исследует "скрытый документ"… Это особый род искусства, который вскрывает никому не известные внутренние мотивации жизни людей… внутренние разговоры человека с самим собой… вытаскивает из текста совершенно не известные мотивации, в силу которых этот текст возник. Мне кажется, увлечение "внешним документом" или освобождает от ответственности за обнаружение этих внутренних мотиваций, или вовсе позволяет утверждать, что не нужно искать никакие внутренние мотивации: мол, вот есть документ, попробуйте ему соответствовать, это уже немало.. Для меня это очень мало …

Олег Дмитриев о готовящемся спектакле МДТ - Театра Европы "Привидения"
Программа "Арт-Ланч".
Беседу ведёт Татьяна Троянская
                                                                                                                 
// "Эхо Москвы в Петербурге", 11 марта 2011 г.
… Ибсен позволил себе прикоснуться к тебе наследственности не физиологической... наследственности нравственной...  Он открыл такой закон: нечистая совесть передаётся по наследству …

Беседа с Олегом Дмитриевым до и после режиссёрской читки "Зачарованных смертью", четыре фрагмента
                                                       
// Свято-Филаретовский институт. Москва. 7 ноября 2010 года. Любительская съёмка
… Светлана Алексиевич - мощный современный русский прозаик. Она пишет настоящую современную русскую психологическую прозу. Другое дело, что она идёт на огромный риск, сочиняя ДОКУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ прозу. Это предельные боли, предельные отчаяния и предельные трагедии отдельных, конкретных, настоящих людей из невыдуманной жизни, которые Алексиевич выслушивает, собирает, а затем, когда пишет книгу, пропускает через своё сердце, присваивает их, ощутив боль рассказчиков, как свою, и… прошивает эти собранные истории авторским посланием… Так возникают её неповторимые книги голосов живых людей, которые наперекор всем внутренним и внешним препонам вдруг в присутствии нежного и внушающего доверие собеседника - Светланы Алексиевич - признаются самим себе в том, в чём не были готовы признаться ни Богу, ни чёрту …

Олег Дмитриев о Мире, Доме и Театре, как неравнозначных, но связанных воедино понятиях
Беседу ведёт Татьяна Ткач

                                                                                                                              
// Радио "Петербург". 7 октября  2010 г.
… Мир - это Мир. Я верю в Глобальный Мир… Он не равен никакому Театру… Дом - это Дом. Это моё личное пространство, в которое я пускаю только тех, кого хочу пускать, и никогда не пускаю тех , кого не хочу… А Театр Льва Абрамовича Додина - это путь, мой путь в Мире. И недавно возникший мой собственный маленький Авторский театр - продолжение и развитие этого пути …

Олег Дмитриев о приходе в профессию, о ролях, сыгранных в МДТ-Театре Европы и т.п.
Беседу ведёт Татьяна Ткач

                                                                                                                              
// Радио "Петербург". 1 октября  2010 г.
… Мне всё время что-то хотелось сказать про изменившееся время… Артист - это, прежде всего, возможность что-то сказать "городу и миру"… Как выяснилось чуть позже, всё-таки по-настоящему такую возможность даёт режиссура …

Олег Дмитриев об Авторском театре и триптихе "Мы живём, под собою не чуя страны..."
Беседу ведёт Татьяна Ткач

                                                                                                                          
// Радио "Петербург". 23 сентября  2010 г.
… Пройдя двадцатилетний опыт мощных спектаклей Льва Абрамовича Додина, проживаемых множеством людей, соединённых в прихотливо сочинённые и очень сложные ансамбли… затевая собственное маленькое творческое предприятие Авторский театр, я почувствовал необходимость отойти от создания ансамблевых связей, от решения задач многофигурной композиции спектакля… вернуться к человеку как к персоне, и попытаться вскрыть крайне важную для меня тему "Мы живём, под собою не чуя страны…" в форме по возможности исповедальных монологов …

Встреча со зрителями в "Буквоеде на Восстания"
                                                                                             
Фрагменты любительской видеосъёмки, 22 сентября 2010 г.
… Мы очень хотим родить "Зачарованных смертью" как спектакль нашей надежды. Надежды на то, что потеря совести, замещение человека в человеке советским человеком, которое произошло в России в ХХ веке, обратимы. Мы хотим исследовать возможность этой надежды и поделиться ею в завершающем спектакле триптиха "Мы живём, под собою не чуя страны…"

Олег Дмитриев о спектакле Авторского театра "Мандельштама нет"
Беседу ведёт Татьяна Ткач

                                                                                                                          
// Радио "Петербург". 14 сентября  2010 г.
… Я убеждён, что всякий театр, а мы открывали спектаклем "Мандельштама нет" Авторский театр… должен начинаться с самой главной темы. Для меня такой темой была и остаётся попытка вскрыть, кто мы сегодняшние по отношению к нашему недавнему прошлому, к нашему ХХ веку, кто мы - советские люди - на излёте первого десятилетия XXI века… как мы поступили с тем, что совершило в нас советское прошлое, как мы поступили с самими собой, прожив наше советское прошлое, сумели ли мы пройти в будущее, осознав это прошлое …

Олег Дмитриев о режиссёрской читке сценической композиции и будущем спектакле "Зачарованные смертью"
                                                                                                                               
// Радио "Град Петров", 8 июля  2010 г.
… Наш спектакль не про сталинизм, не про ГУЛАГ. Он о будущем, которое зависит от отношения к прошлому, от важнейшего вопроса сегодняшнего дня …

Олег Дмитриев о режиссёрской читке сценической композиции будущего спектакля Авторского театра - "Зачарованные смертью"
                                                                                                                    
// "Эхо Москвы в Петербурге", 17 июня 2010 г.
… Нам кажется важным проверить некую особую интонацию Светланы Алексиевич, присущую ей, как автору документальной и художественной одновременно прозы… и я хочу проверить на себе в присутствии зрителей, насколько слышно то, про что мы хотим рассказать эту историю - "Зачарованные смертью" …

Елена Боброва. Конец красного человека
                                                                                                                                   // "Санкт-Петербургский курьер" № 22, 10 - 16 июня 2010 г.
… триптих наш не об истории страны, а об истории души. На право владеть именно нашими душами претендовала советская диктатура и в значительной мере реализовала это украденное у Бога право. Герои новой книги Светланы Алексиевич, сегодняшние мы - жертвы, соучастники и наследники этой кражи. Мы уже понимаем, какими не хотим быть и в какой стране не хотим жить. А какими быть и в какой стране жить мы хотим? Об этом спектакль "Зачарованные смертью" …

Олег Дмитриев о спектаклях Авторского театра и "сталинском автобусе"
Программа  "Культурная реакция". Ведущая - Марина Михайлова

                                                                                                                                
// Радио "Град Петров". 6 мая  2010 г.
Радиослушатель (цитируя Виктора Гюго). Если выстрелить в прошлое из пистолета, будущее выстрелит из пушки...
Олег Дмитриев. Надо назвать причины, по которым прошлое стреляло в тебя из пистолета, для того, чтобы будущее не выстрелило в тебя из пушки...

Олег Дмитриев о фильме Лукаса Мудиссона "Мамонт". Программа "Объект кино".
Ведущие: Татьяна Троянская и Кирилл Манжула

                                                                                                                      //
"Эхо Москвы в Петербурге". 1 мая  2010 г.
... Корневой парадокс, если не абсурд нашего бытия, природы нашей цивилизации: мы не то что не ведаем, что творим, мы, даже ведая, что творим, всё равно творим не то, что ведаем. Если считать, что это - свойство нас, как вида, то этот абсурд или этот парадокс способен быть причиной нашего исчезновения, подобного вымиранию мамонтов …

Олег Дмитриев. Инстинкт сострадания. Беседу ведёт Елена Седова
                                                                                                                
// "PROсцениум" № 19-20 (77-78), ноябрь 2009 г.
… По существу, если Глобальному Миру нужен девиз, то им и могла бы стать формула Оскара Уайльда "Всё, что происходит с другим, происходит с тобой", потому что Глобальный Мир, как я его понимаю, - пространство сострадания, а инстинкт сострадания - суть идеологии Глобального Мира …

Интервью Олега Дмитриева о триптихе  "Мы живём, под собою не чуя страны..."
Беседу ведёт Елена Серова

                                                    
                                                // "Утренний канал". "Радио России. Петербург". 6 ноября 2009 г.
... Тирания у нас - гарант усыплённой совести <...> Чтобы установить подлинное отношение к нашему прошлому, <...> надо предъявить счёт самому себе: "А ты лично был вольным или невольным соучастником преступлений советской власти и коммунистического режима против человечности?" <...> Чем дальше отодвигать признание вины и возможность покаяния, тем безнадёжнее <...> наше неопределённое будущее ...


Олег Дмитриев о премьере спектакля "Ночной дозор".
Интервью и репортаж Елены Серовой

                                                                                                                                                             //Радио России. Петербург". 3 ноября 2009 г.
... Мы задаёмся вопросом, почему "Мы живём, под собою не чуя страны..."? До сих пор и с каждым днём всё больше утрачивая это чутьё ...

Олег Дмитриев. Время покаяния. Беседу ведёт Елена Седова
                                                                                                                  
// "Театральные вести" № 1, 1-15 ноября 2009 г.
... Вопросом, чему мы наследуем, задавались наши родители, по крайней мере, дважды. В период хрущёвской "оттепели" и во время <…> "перестройки". Обе попытки суда совести над советским режимом, имевшие мощное гуманитарное влияние в обществе, тем не менее, потерпели крах <…> Нет ли возможности расценить сегодняшние сгущающиеся сумерки как время для новой попытки покаяния?..

Олег Дмитриев о премьере спектакля "Ночной дозор" и о начале работы над новым спектаклем - "Зачарованные смертью". Беседу ведёт Татьяна Троянская
                                                                                                                                                   // "Эхо Москвы в Петербурге". 28 сентября 2009 г.
… Анна Андреевна Ахматова утверждала, что в 30-е - 40-е годы ХХ века "полстраны сидело, полстраны охраняло" <…>  В спектакле "Ночной дозор" мы хотим исследовать тему "Мы живём, под собою не чуя страны" с точки зрения той половины, которая охраняла …

Олег Дмитриев. Театр темы
                                                                                                                                                            // "Страстной бульвар, 10", № 10 (120), 2009 г.
...театр способен и должен быть заразительным, то есть вызывать живые чувства. Это происходит тогда, когда на сцене чувства настоящие. Это и есть психологический театр. Театр, не способный вызывать чувства, на мой взгляд, скучен...

Михаил Кураев и Олег Дмитриев о готовящейся премьере Авторского театра - спектакле "Ночной дозор". Беседу ведёт Татьяна Троянская
                                                                                                                                                               // "Эхо Москвы в Петербурге" 7 июля 2009 г.
... Мы убеждены, что семьдесят с лишним лет советской власти сформировали в сегодняшней цивилизации особый тип человеческой личности - советского человека... и этот тип передаётся по наследству ...

Длинное дыхание темы. Беседу ведёт Елена Седова
                                                                                                                    
// "Зрительный ряд" № 9 (73), 16-31мая 2009 г.
... Для нас должен стать вопросом государственной политики и, если угодно, уголовного права запрет трактовать репрессивную деятельность коммунистической партии, советского государства и его карательных органов как меры вынужденные и оправданные какими бы то ни было соображениями. Злодеяния должны быть объявлены злодеяниями ...

Поэма без героя

                                                                                                                          // "Театральный Петербург" № 1-2 (163-164), 1-31 января 2009 г.

... Покаяние в преступлениях советизма против человека и человечности остаётся поруганной мечтой немногих интеллигентов ...

Гламурный век. Вопросы: Мария Бошакова
                                                                                                          // "Time Out - Петербург" № 26 - 1, 26 декабря 2008 г. - 22 января 2009 г.

... Мы пошли в будущее, не предприняв попытки осознать прошлое. Возможно, потому и век наш нынешний не Золотой, не Серебряный, а "глянцевый" ...

Олег Дмитриев и Галина Филимонова о готовящейся премьере Авторского театра - спектакле "Мандельштама нет". Беседу ведёт Татьяна Троянская
                                                                                                                                                     // "Эхо Москвы в Петербурге". 12 декабря 2008 г.

… в спектакле высказывание происходит от первого лица… и послание… мы передаём от первого лица… - от лица нашего Авторского театра… Формирует это высказывание Галина Ивановна Филимонова, пользуясь текстом Надежды Яковлевны Мандельштам …

"Надо говорить..." Беседу ведёт Елена Седова
                                                                                                                                                    // "Зрительный ряд" №19 (63), 1-15 декабря 2008 г.

... "У нас была великая эпоха"? Разве так? У нас была катастрофическая эпоха, во многом позорная. До тех пор, пока мы не признаем, а самое главное, не почувствуем свой позор, следует считать, что эта эпоха длится ...

Прямой эфир с Олегом Дмитриевым  о готовящейся премьере Авторского театра - спектакле "Мандельштама нет". Беседу ведёт Денис Усов
                                                                                                                                                                               // Телеканал "ВОТ". 22 ноября 2008 г.

… Не может быть по-настоящему либеральным и по-настоящему демократическим государство, которое впрямую наследует преступлениям советского режима и коммунистической партии …

"Путешествие с открытым сердцем..." Беседу ведёт Михаил Щукин
                                                                                                                                               // "Социум" (пилотный номер) №01 - октябрь 2008 г.

Существует так называемая субкультура (хотя, мне кажется, слово "культура" подлинно звучит только без всяких префиксов и прочих добавок)...

Олег Дмитриев и Елена Седова об Авторском театре. Беседу ведёт Татьяна Троянская
                                                                                                                                                          //"Эхо Москвы в Петербурге". 6 августа 2008 г.

… Авторский театр - это театр, в котором каждый сотрудник, входящий в соприкосновение с… этой территорией воображения, является автором в своём деле …

Олег Дмитриев о спектакле "Тень стрелка" Беседу ведёт Татьяна Троянская
                                                                                                                                                   // "Эхо Москвы в Петербурге". 28 февраля 2008 г.

… Для нас спектакль… имеет смысл или не имеет смысла только в том случае, если человек, находящийся в зале, способен ассоциировать происходящее на сцене с собой …

Олег Дмитриев о спектакле "DE PROFUNDIS. <Послание с Того Света>" и готовящейся постановке по пьесе Шона О'Кейси "Тень стрелка". Беседу ведёт Наталья Костицина
                                                                                                              //Интервью для радио "Эхо Москвы в Петербурге". 30 августа 2007 г.

Монодрама - это некая форма… предельно личного высказывания артиста-художника… особая форма самоосуществления артиста-художника от первого лица …

Олег Дмитриев: "Поскольку совершенство недостижимо..."  Беседу ведёт Елена Седова
                                                                                                                                                       // "Зрительный ряд" №7(51), 16-30 апреля 2008 г.

... отличительное свойство Художника - это стремление к Абсолюту, к достижению совершенства при ясном и отчётливом осознании, что достигнуть совершенства невозможно...

Человек "в обстоятельствах"… Беседу ведёт Татьяна Троянская
                                                                                                                       // "Театрал. Театральные Новые известия" №4(49) апрель 2008 г.
... Я не верю, что можно прожить жизнь, ни разу не оказавшись перед проблемой нравственного выбора. И я даже не верю, что можно не заметить, что ты совершил «не тот» выбор...

"Количество успеваний в единицу времени".  Беседу ведёт Елена Седова
                                                                                                                              
// "PROсцениум" март 2008 г., № 4 (42)
... Если уместно сопоставить наши спектакли со стихами, то мы их «пишем» тогда, когда сердце непокойно. Потому и пишем… Хорошо или плохо - не мне, всё же, судить ...

"Инструмент самопознания".  Беседу ведёт Елена Седова
                                                                                                                                           // "Театральный Петербург" №15, 16-31 октября 2007 г.

... занятие художественным творчеством - это непрерывный процесс самопознания. Не более того, но и не менее...

Беседу ведёт Мария Бошакова

                                                                                                                                                                                  // "Собака.ру" № 8, октябрь 2007 г.

- В чём причина успеха спектакля "Жизнь и судьба"?
- Он очень честный.


"Продолжение школы". По материалам беседы с Эльзой Альберт
                                                                                                                                                                            // "Балтийские сезоны" №13, 2005 г., 
История нашего курса - это сюжет эксперимента внутри театральной школы Льва Абрамовича Додина...

"Есть вещи важнее самолюбия". Беседу ведёт Елена Петрова
                                                                                                                                                             // "АиФ-Петербург" № 20 (561), 19 мая 2004 г.
... я сказал артистам: «Друзья мои, мы будем заниматься поиском, который может и не увенчаться успехом». Но сам поиск уже значим...

"Убиквисты - это самое грустное слово...". 1994 г. Беседу ведёт Елена Алексеева
... у меня есть спектакль, который дает мне возможность не забывать думать. Это способ попытаться избыть из своей природы следы прошлых кошмаров. Уже ради этого может существовать спектакль. Ради того, чтобы мы могли кричать о том, что было с нами и, не дай Бог, случится снова...
О спектакле "Tate Modern". Программа "Ветер в окно". Ведущая - Тамара Филиппова
                                                                                                                                            // Радио России. Санкт-Петербург, 26 ноября 2015 г.
Олег Дмитриев: … В этом треугольнике взаимных притяжений и, самое главное, может быть, в этом треугольнике взаимных одиночеств… для нас TATE MODERN был метафорой возможного обиталища… где-то там... скорее всего лишь в воображении… где одиночество становится вторичным, а соединение человека с человеком случается ...

О Дне памяти жертв политических репрессий, о спектакле "Tate Modern" и многом другом.
Программа "Особое мнение". Ведущая - Татьяна Троянская

                                                                                                                                                    // "Эхо Москвы в Петербурге", 30 октября 2015 г.
Татьяна Троянская: Сегодня, в День памяти жертв политических репрессий ваш прогноз - в следующем году, через год количество людей, которые будут приходить к Соловецкому камню и читать имена, будет увеличиваться, или это будут те же 10% плюс-минус?..
Олег Дмитриев: Я бы сказал так: реалистический прогноз - их будет меньше, а символ моей веры в том, что вместо Halloween будет День памяти жертв политических репрессий. И именно в этом поколении, которое сегодня очень озабочено подготовкой к Halloween, - в день, когда мы помним имена...