Олег Дмитриев. Интервью журналу "Пресс-релиз".        Беседу ведёт Елена Седова
                                                                          // Журнал "Пресс-релиз", осень-зима 2011/2012 г.г.

Олег Дмитриев, режиссёр и актёр, ученик Льва Додина, выпускник курса, известного спектаклями "Gaudeamus" и "Клаустрофобия".
Верховенский в "Бесах", Войницев в "Пьесе без названия", Лисс в "Жизни и судьбе"… Режиссёр-постановщик спектаклей "Любовь дона Перлимплина", "Тень стрелка", "Привидения" на Камерной сцене МДТ-Театра Европы… Авторский театр Дмитриев придумал и организовал несколько лет назад и открыл его драматическим триптихом "Мы живём, под собою не чуя страны…"


Недавно на Камерной сцене Малого драматического театра - Театра Европы состоялась премьера спектакля Авторского театра "Зачарованные смертью" по новой книге Светланы Алексиевич. Писатель с мировой известностью, автор художественно-документальных книг, в том числе, знаменитой "У войны не женское лицо", предоставила петербургскому театру право первой российской постановки своей новой книги «Время "second-hand" (Конец красного человека)».
В спектакле режиссёра Олега Дмитриева играют актёры МДТ - Театра Европы, заслуженные артисты России Анжелика Неволина, Владимир Селезнёв, Сергей Козырев.
Спектакль "Зачарованные смертью" завершает драматический триптих Авторского театра, названный строкой Осипа Мандельштама "Мы живём, под собою не чуя страны…". Составившие его спектакли "Мандельштама нет", "Ночной дозор" и премьерный "Зачарованные смертью" зрители могут смотреть в любой очерёдности, спектакли связаны между собой единой темой, а не сюжетом.
В связи с этим вопрос к Олегу Дмитриеву, режиссёру и художественному руководителю Авторского театра:

Открывая триптих спектаклем "Мандельштама нет" в 2008 году, Вы уже знали, чем завершите его?

Знал. С 86 года, когда вышел фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние", меня не отпускала тема духовной деформации, закрепившейся в геноме советского человека. Тема нашего чувства вины и личной ответственности за преступления советского тоталитаризма против человечности. Именно проза Алексиевич будила мечты о спектакле про это. Но Светлана Алексиевич разрабатывала тему тридцать лет. Я понимал, что и нам в Авторском театре нужно пройти свой путь. Понадобились три года и трёхчастная форма, охватывающая временной отрезок от начала сталинского террора до сегодняшнего дня. Восстановлению связи времён и попытке задаться вопросом, что произошло с душой человека в эти времена и посвящён триптих. Спектакль первый "Мандельштама нет" - хроника травли и уничтожения осатаневшей властью великого поэта в стремлении завладеть его душой. Спектакль второй "Ночной дозор" - попытка исследования души профессионального вертухая, проданной во имя служения "верой и правдой" диктатуре зла. Наконец, спектакль третий "Зачарованные смертью", герой которого, сорокалетний успешный бизнесмен, сын женщины, рождённой в ГУЛАГе, и внук генерала госбезопасности, задаётся вопросом, как жить с таким духовным наследством.

Что было самым трудным и самым светлым в работе над спектаклем "Зачарованные смертью"?

Самое трудное - правда. Книги Алексиевич предельно исповедальны и ошеломляюще достоверны. При соприкосновении с ними на театре недопустимо лицедейство. Или всё по-настоящему, или не надо за это браться.
Самое светлое - надежда, которой озарена новая книга Алексиевич. Мы для себя так и называем завершающую часть триптиха - спектаклем нашей надежды. На то, что наше бесчеловечие, развившееся в эпоху советизма, обратимо. На то, что мы, трезво оценивая прошлое как генетическое наследство, пробуждая память и совесть, в силах попытаться обезопасить будущее от уже известного нам зла.
главная страница
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
спектакли
афиша
новости
библиотека
Санкт-Петербург
© Авторский театр -  2009