Дарья Афонина. Непрочитанный Мандельштам
                                                                             
// "Новая газета", 7-10 мая 2009 г. № 31

<...> Галина Филимонова вновь воскресит для петербургского зрителя воспоминания Надежды Мандельштам об убийстве ее мужа — поэта Осипа Мандельштама. <...> Спектакль "Мандельштама нет" — рассказ о черных днях нашей истории, первая часть триптиха "Мы живем, под собою не чуя страны", который должен стать основой репертуара Авторского Театра Олега Дмитриева.

   Олег Дмитриев — режиссер и актер. В его репертуаре множество великолепных ролей в спектаклях Малого драматического театра — Театра Европы. Недавно он стал художественным руководителем Авторского театра, который открылся 27 декабря прошлого года спектаклем о гибели Осипа Мандельштама. Премьеру приютил у себя Музей Достоевского, позже — Камерная сцена МДТ — Театра Европы. На этих двух площадках и обитает сегодня Авторский театр.
   "Авторский театр потому так называется, что мы считаем главной мотивацией всех своих попыток художественной деятельности авторское чувство, — говорит Олег Дмитриев. — Авторское чувство, с нашей точки зрения, исключает чуждое нам понятие "исполнительство", позволяющее участникам творческого процесса удовлетворяться обслуживанием поставленных режиссером задач. Мы считаем, что любая сформулированная режиссером задача ставится каждым из нас перед самим собой лично и требует нахождения личного, авторского решения. Мы собираемся не столько для того, чтобы поставить спектакль, хотя спектакль — безусловно, главная форма нашего высказывания, сколько ради исследования и попытки вскрытия волнующей нас темы".
   Умению досконально прорабатывать тему Дмитриев учился у Льва Додина, он работает в МДТ 19 лет. Здесь же в 2004 году состоялся его режиссерский дебют в спектакле "Любовь дона Перлимплина" по пьесе Федерико Гарсиа Лорки.
   Материал для премьерного спектакля Авторского театра был выбран неслучайно. В 1934 году в стихах поэта появилась тема отчужденности народа от прошлого и настоящего своей страны. Спустя десятилетия, во время оттепели, Надежда Мандельштам смогла записать свои воспоминания о том, что значило мандельштамовское "Мы живем, под собою не чуя страны". Сейчас, считают авторы спектакля, эти слова звучат как никогда актуально. "Мне кажется, воспоминания Надежды Яковлевны по-настоящему не были прочитаны, поняты — ни в конце 60-х, ни во время перестройки, ни теперь, когда, может быть, уже слишком поздно", — говорит Олег Дмитриев.
   Отсюда такая неоднозначность оценок спектакля. Кто-то из зрителей плачет, вспоминая трагедии своих семей. Другие, обычно молодые люди, выходят из театра с непонятным чувством эмоциональной тяжести, граничащей с усталостью и подавленностью. Они не могут до конца осознать ужас тех лет, хотя блистательная игра Галины Филимоновой в полной мере воссоздает гнетущую атмосферу тридцать седьмого года. Ну а кто-то говорит, что воспоминания о репрессиях, уничтожении интеллигенции, единоличной диктатуре набили оскомину. "Это самая огорчительная из всех возможных реакций зрителей еще и потому, что самая предсказуемая, — говорит Дмитриев. — Наша натренированная способность защищаться от болезненной правды о самих себе — чрезвычайно опасный инстинкт".
   Будущий триптих Авторского театра, открывающийся моноспектаклем "Мандельштама нет", задуман как попытка преодоления разобщенности "вчера" и "сегодня". Как попытка всерьез осознать прошлое, без которого, как бы ни хотелось, не построить будущее. Это сегодня тема Авторского театра.
   "Рождение полноценного театра, а не только создание одного или даже ряда спектаклей оказалось возможным благодаря Олегу Дмитриеву, — рассказывает директор театра Елена Седова. — Ставя перед собой подлинно художественные задачи, невозможно идти на компромиссы и в организационных вопросах". Сегодня, спустя уже четыре месяца после премьеры, Авторский театр продолжает сталкиваться с объективными трудностями, которых можно было бы избежать на собственной площадке с постоянным штатом сотрудников. Но из негосударственных театров этим могут похвастаться лишь очень немногие. Существующий на так называемой самоокупаемости театр выпускает свои спектакли прежде всего благодаря грантам Комитета по культуре.
   Остается надеяться, что и с финансированием у нового коллектива все сложится необыкновенно вовремя. Как это было, когда Авторский театр открылся моноспектаклем "Мандельштама нет" в день семидесятилетия гибели Мандельштама. Или как сейчас, когда будущая премьера второго спектакля триптиха по повести петербургского писателя Михаила Кураева "Ночной дозор" совпадает с семидесятилетием автора.
главная страница
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
спектакли
афиша
новости
библиотека
© Авторский театр - Фонд реализации проектов и программ - 2009
Санкт-Петербург