Липа Алексеева. Собирать камни
//Интернет-газета "Театральный рабочий", 31 декабря 2008 г. - 6 января 2009 г., выпуск 11. 

27 декабря премьерным спектаклем "Мандельштама нет" на сцене Музея Достоевского открылся новый театральный проект - Авторский театр. Его создатели - додинский выпускник, актер и режиссер Олег Дмитриев и театровед, театральный менеджер Елена Седова. Дмитриев постановщик спектакля "Любовь Дона Перлимплина", ассистент режиссера в постановках "Молли Суини" и "Чайка" (всё - в МДТ). Седова долгое время работала с Алексеем Девотченко, а также с Игорем Лариным.
Поскольку подробности о зарождении, магистральной идее и целях проекта неизвестны, попытаюсь вывести их из первого - и пока единственного - спектакля. Откуда такое название? В одном из разделов персонального сайта Дмитриева утверждается: "Авторский театр потому так называется, что всякий участник нашей затеи, от гардеробщика у вешалки, с которой начинается всякий театр, и наш, в том числе, до Господа Бога, без которого невозможен никакой театр, - АВТОР своего дела". Однако же после просмотра "Мандельштама нет" создается впечатление, что театр авторский потому, что это театр авторского - писательского - текста, театр литературный, в котором на первый план выходит произведение.
Во время моноспектакля "Мандельштама нет" хочется закрыть глаза и долго с упоением вслушиваться в волшебный голос актрисы МДТ Галины Филимоновой. Богатый диапазон, тонкие голосовые модуляции, удивительное попадание в текст и образ героини - Надежды Мандельштам, все это продолжение лучших традиций "театра у микрофона". Визуальный ряд отступает на далекий второй план. Акцент на "Воспоминаниях" Надежды Мандельштам, на строках, в которых описываются моменты и ужасающие, и вызывающие улыбку.
Однако все это не означает, что визуальный ряд или актерская работа плохи. Сценография, над которой поработал Эмиль Капелюш, заставляет припомнить, как "в висок ударяет (…) вырванный с мясом звонок". Голая лампа, заключенная в птичью клетку, покачиваясь, свисает на шнуре с потолка. Крошечный круглый стол, деревянный стул с подлокотниками, старый чемодан на полу. Вот и вся обстановка. Да еще невысокая белая колонна, по обстоятельствам служащая кафедрой для оратора, вешалкой для пальто. Тусклый желтый свет.
Рисунок спектакля являет собой иллюстрацию высказывания из Книги Экклезиаста : "Время разбрасывать камни, и время собирать камни". В начале спектакля героиня раскрывает чемодан и высыпает из него груду увесистых белых булыжников. Звук падающих, перекатывающихся по полу, ударяющихся друг о друга камней создает фон спектакля. Но фон не аморфный, это то гул огромной толпы, то отчаяние не знающего где искать выход человека, то знак непоправимости происходящего. По мере развития сюжета камни становятся персонажами спектакля. Камень как символ мятущейся души человека, лишенного свободы, оказывается запертым в клетку. Камень, символизирующий вечный покой, покоится на колонне в луче света. В финале все камни - кроме этого, последнего - вновь оказываются в чемодане. Но речь идет не только о визуальном воплощении, но и о том, как сделана инсценировка и как развивается образ героини.
При выходе на сцену Филимонова заявляет свой персонаж как женщину, прожившую долгую тяжелую жизнь и стоящую на пороге смерти. Но по мере воспоминаний, охватывающих самые разные временные периоды, героиня преображается, зритель может живо вообразить, какой Надежда Мандельштам была в то или иное время, что в ней менялось, что с ней происходило. Но завершается спектакль возвратом к исходной точке - героиня находится в точке невозврата. Разбросанные камни собраны, по крупице собрано и наследие великого поэта, великая миссия выполнена, можно ставить точку. Замереть на своем вечном деревянном стуле и тихо раствориться в надвигающейся темноте.
Приятно видеть, что в то время как многие хватаются за модные антрепризные проекты, работают в угоду публике, вовсе не заботясь даже о художественном уровне, кто-то продолжает бережно хранить традиции, собирать камни, вдыхая новую жизнь в старые формы.
Поздравляем Авторский театр с днем рождения!
главная страница
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
спектакли
афиша
новости
библиотека
© Авторский театр - Фонд реализации проектов и программ - 2009
Санкт-Петербург