Яна Даценко. Жена Мандельштама
                                                     
// Спецвыпуск "Бенефис", Архангельск, ноябрь 2014 г.

Самым запоминающимся на фестивале "Родниковое слово" для меня стал моноспектакль "Мандельштама нет" в исполнении актрисы Малого драматического театра - Театра Европы Галины Филимоновой. Я бы назвала эту постановку художественной лекцией о жизни и творчестве Осипа Мандельштама. Динамичной, выверенной, увлекательной.

С метафорами, символами, трогательным юмором и надрывными монологами о важном и вечном. В одном из эпизодов жена поэта рассказывает о заключённом, вместе с Мандельштамом проходившем по этапу на Дальнем Востоке. Он спасся благодаря тому, что заболел тифом и попал в госпиталь. Мужчина предпочитает оставаться инкогнито: "сегодня-то время ещё ничего, говорить можно всё, что хочешь, а что будет завтра - неизвестно". Он вспоминает, как поэт, разлёгшись на большом камне в коротком перерыве после тяжёлой работы, сказал: "Мой первый сборник стихов назывался "Камень", и умру я на камне".

Камень - один из лейтмотивов спектакля. Один, как птица, сидит в клетке, другой лежит на древнеримской колонне. Всему своё время. Пришло время разбрасывать камни и время их собирать. Надежда Мандельштам бросает один из них на пол, и звук от его падения сродни чеховской натянутой струне повисает в воздухе и ещё долго отдаётся в ушах эхом. Камни, словно многочисленные рукописи поэта, хранящиеся в старом чемодане, будто тяжкий груз четы Мандельштамов, и в то же время памятники, созданные поэтом - архитектором, которые навсегда останутся в истории.

Бывают спектакли, для которых все слова кажутся слишком маленькими и общими. Это как раз тот случай.  Произведение создано на основе воспоминаний жены поэта Надежды Мандельштам. Но перед зрителями открывается тема гораздо более широкая, чем история травли, боли, душевных терзаний и страданий одного поэта. Режиссёр Олег Дмитриев вместе с Галиной Филимоновой показывают всю жестокость и хитроумность государственного террора, разрушающего личности и забирающего у человека свободу слова и мысли. Они заставляют примерить к сегодняшнему дню черты века-волкодава и найти неутешительные сходства.

главная страница
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
спектакли
афиша
новости
библиотека
Санкт-Петербург
© Авторский театр -  2009