Галина Коваленко. Многоликость моно / VII Международный фестиваль моноспектаклей "Монокль" (фрагмент статьи)
                                                               
// Журнал "Страстной бульвар, 10" № 8-118/2009

В Петербурге вопреки финансовому кризису состоялся VII Международный фестиваль моноспектаклей "Монокль", который проводится раз в два года. Традиционно он проходил в два этапа – петербургский и международный. Жюри первого этапа отобрало три спектакля-победителя, которые были показаны на международном этапе. Два из них были удостоены наград. Об этих спектаклях речь пойдет ниже.

Удивление вызывает факт, что на второй этап не прошел моноспектакль "Мандельштама нет", представленный Авторским театром. Спектакль поставлен Олегом Дмитриевым. Актриса Малого драматического театра – Театра Европы Галина Филимонова показала классический моноспектакль, строго отвечающий всем законам жанра. Его литературной основой стали воспоминания вдовы великого поэта Н.Я.Мандельштам, сконцентрированные на сквозной теме ее воспоминаний – арестах О.Э.Мандельштама, Воронежском периоде их жизни, мученической смерти поэта.

Актриса и режиссер скупыми средствами показали трагизм эпохи, когда каждую ночь происходили аресты невинных людей, в том числе и тех, кто представлял гордость и честь страны. Пророческие строки Ахматовой "Все расхищено, продано, предано…" материализовались в спектакле.

Галина Филимонова, без преувеличения, предстала трагической актрисой, избежав сентиментальности и слезливости. Она перевоплощается в Надежду Яковлевну Мандельштам со всеми чертами ее нелегкого характера – потребностью немедленно высказать правду-матку в глаза, ироничностью, вспыльчивостью и одновременно тем незаметным, не бросающимся в глаза героизмом, который она проявила не только в страшный период гонений великого поэта, возглавляемых самим Сталиным, но и позже, когда положила всю свою жизнь, чтобы увековечить память мужа, в том числе и тем, что большинство его стихов она хранила в памяти. Страшные периоды их бездомного, голодного существования, почти мистического, нависшего подобно Дамоклову мечу страха, унизительности положения поэта, которого с высочайшего изволения не печатали – все вынесла эта героическая женщина, поведав об этом в своих воспоминаниях.

Кажется, что Галина Филимонова живет на сцене только сердцем, которое в любую минуту на наших глазах может остановиться. За этим стоит высокий профессионализм, точность отбора выразительных средств, о которой писал Мандельштам:

Красота – не прихоть полубога,
А точный глазомер простого столяра.

Седая женщина со строгим лицом, ястребиным взором, от которого никому не укрыться, живущая любовью к мужу – великому поэту. В ее героине чувствуется усталость и одновременно поразительная созидательная сила. Тяжелая походка немолодой женщины, красота и выразительность пластики рук, глаза, живущие своей отдельной жизнью. Временами она предстает героиней античной трагедии. Так могли любить Медея или Федра. В то же время она – правдивый летописец эпохи.

Перед нами проходит галерея лиц – поэтов, писателей – приспособленцев, в том числе и страдающих от собственного выбора, как Фадеев; политических деятелей от Сталина и Бухарина до исполнителей высочайшей воли. Эти образы точно вылеплены и узнаваемы. Но стержень спектакля – живая, страдающая личность Поэта, замученного, уничтоженного политическим строем.

Великое достоинство спектакля и в том, что он поставлен, когда миновало время погружения в документальные и дневниковые воспоминания. Старшее и среднее поколения знакомы с воспоминаниями Н.Я.Мандельштам, но младшее прошло мимо не только этих воспоминаний. Реакция зрителей подтверждает, насколько оказался современным этот спектакль в нашу театральную эпоху, когда даже трагедия интерпретируется иронически, зачастую – ернически.

Серьезный, глубоко выстраданный создателями спектакль не вышел в финал. Почему? Скорее всего, потому, что психологизм ныне не в моде. Предпочтительнее форма. Чем более она не соответствует стилистике произведения, чем более она вычурна, тем более привлекает даже при всей своей незатейливости...
главная страница
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
спектакли
афиша
новости
библиотека
© Авторский театр - Фонд реализации проектов и программ - 2009
Санкт-Петербург