Ася Левина. Время собирать камни
                                                           
//"Утро Петербурга", 26-28 января 2009 г., №4 (674).

Под крышей Музея Достоевского появился новый спектакль, созданный усилиями творческой команды под названием Авторский театр.
На первый взгляд это обыкновенная антреприза, но, судя по их первому спектаклю "Мандельштама нет", это антреприза необыкновенная, некоммерческая. Для постановки актер и режиссер Малого драматического театра Олег Дмитриев выбрал не какой-нибудь комедийный опус с залихватским сюжетом, а серьезнейшую литературу – мемуары Надежды Мандельштам, жены знаменитого поэта.

О Мандельштаме и не только

Спектакль повествует об общеизвестных вроде бы вещах: о том, как на протяжении нескольких лет большого поэта травили, арестовывали, пытали и как, наконец, он сгинул без следа в лагерных застенках своей родины. Но его главный козырь – в его современности. В условиях экономического, финансового и духовного кризиса наши соотечественники стали забывать собственную историю, даже ту недавнюю, гулаговскую, которую с таким энтузиазмом открывали для себя ещё десятилетие назад. ХХ век с его тоталитарными режимами и прочими ужасами кажется нынче давно минувшим. Ключевая идея спектакля о Мандельштаме – как раз та, что прошлое никуда не делось, оно осязаемо и не поняв, не осмыслив его, двигаться в будущее невозможно. Надежда Мандельштам писала свои воспоминания на закате жизни, пережив многих из тех, о ком она говорит. Актриса МДТ Галина Филимонова предстает перед зрителями в образе женщины без возраста, в бесформенном балахоне и на крошечном пяточке сцены, лицом к лицу со зрителем разыгрывает мистерию. Сцена действительно очень маленькая и практически темная. И очень напоминает тюремную камеру с тусклыми источниками света. Это квинтэссенция тех кругов ада НКВД, по которым пришлось пройти несчастному поэту и его жене. Художник Эмиль Капелюш нашел точные и лаконичные образы – голая лампа на длинном шнуре, пустая птичья клетка, крошечный столик, стул и белая колонна, символ государства, врывающегося в частную жизнь и разрушающего её до основания.

Жизнь как она есть

Совершенно очевидно, что неподготовленному зрителю смотреть этот спектакль нелегко. Он жесткий и хлесткий. Каждая фраза актрисы рождается из каких-то неведомых глубин человеческого страдания – сплавляясь с такого рода переживаниями, актерское мастерство преобразуется в высокую трагедию. Иногда, рассказывая о ночном обыске в квартире, о голоде или о болезненном бреде полусумасшедшего поэта, актриса застывает на одном месте, и ее лицо в потоке света становится похожим на античную маску ужаса и отчаяния. Иногда она произносит слова об арестах и предательствах с ровной, будничной интонацией, словно говорит о самых обыкновенных вещах – и это производит не менее сильное впечатление. В воспоминания Надежды Мандельштам авторами спектакля органично вплетены поэтические строки. В непрерывном монологе актрисы возникает голос самого поэта, который в годы террора написал знаменитое "Мы живем, под собою не чуя страны…" Стихи о Воронеже Галина Филимонова читает медленно, покачиваясь из стороны в сторону, с распростертыми руками, как заклинание. За одними поэтическими строками следуют другие, еще более трагичные, еще более печальные... Примечательно, что создатели спектакля вслед за своей героиней не пытаются дать ответ на извечный вопрос: кто виноват? Как сказал другой страстотерпец бесчеловечной эпохи: "Виноваты вожди, дорогие товарищи!" Но этого создателям спектакля мало.

Чем воскресать будем?

У Надежды Мандельштам есть слова о том, что интеллигенция – это не те люди, которые обладают совокупностью знаний и хороших манер, а те, кто знают и любят поэзию. Потому что именно поэзия наиболее полно сохраняет и выражает то, что называется словом "совесть". Полное равнодушие к поэзии сегодня – опасные симптомы общества. Такова позиция режиссера и актрисы. В конце спектакля героиня Галины Филимоновой собирает в старенький чемодан белые камни, разбросанные по сцене, и в безмолвии застывает на стуле. Образ очевиден: время разбрасывать истекло. Единственный способ выжить – вести честную созидательную работу. Хотя бы на уровне собственной личности.
главная страница
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
спектакли
афиша
новости
библиотека
© Авторский театр - Фонд реализации проектов и программ - 2009
Санкт-Петербург