Галина Литвяк. Краеугольный камень Авторского театра
             
// "Голос зрителя": Газета Санкт-Петербургского общества "Театрал", № 9, 2009 г.

18 апреля 2009 года в Клубе творческих встреч общества зрителей "Театрал" состоялась встреча с актерами МДТ - Галиной Филимоновой и Олегом Дмитриевым.
Олег Дмитриев давно и успешно занимается режиссурой, а поводом для встречи послужил моноспектакль Галины Филимоновой "Мандельштама нет" в его постановке. Этот спектакль ознаменовал рождение нового театрального проекта под названием Авторский театр, создателями которого являются Олег Дмитриев и Елена Седова (директор театра).
Премьера спектакля по мемуарной прозе Надежды Яковлевны Мандельштам, вдовы великого русского поэта Осипа Эмильевича Мандельштама, состоялась 27 декабря 2008 года, в день предполагаемой гибели поэта, и эта же дата может считаться днем рождения нового театра. Возникает вопрос: "Зачем плотно занятому человеку, коим является Олег Дмитриев - он еще преподает в Академии театрального искусства - понадобилось приложить немало усилий для создания театра, существование которого осложнено отсутствием своей площадки и более чем скудным финансированием?" Его ответ: "Мы действительно "живем, под собою не чуя страны". И я лично испытываю глубокое чувство вины перед сгинувшими в лагерях ГУЛАГа и застенках НКВД нашими соотечественниками, перед которыми до сих пор никто не извинился, а имя главного палача страны ХХ века в ХХI веке называется именем России".
Это личная позиция режиссера, и первый спектакль Авторского театра посвящен поэту, который не побоялся выступить против существовавшего режима, за что и был замучен.
Выскажу субъективное мнение, как обычный зритель - спектакль замечательный. Работа Галины Филимоновой - превосходна (после спектакля возникает желание немедленно прочитать мемуары Н.Я. Мандельштам, к сожалению, еще не прочитанные).
Два часа с неослабевающим интересом внимаешь неторопливому, как бы беспристрастному повествованию, и становится жутко от сознания того, что пришлось пережить этим людям - поэту и его жене.
В ткань повествования вплетены стихи Осипа Мандельштама - звучат они удивительно емко и точно.
Актриса играет так, что создается полное впечатление, что все это происходило с ней. Собственно, наверное, в этом восприятии есть доля истины, т.к. Галина Ивановна сказала, что нет в нашей стране человека или семьи, которых не коснулись бы страшные обстоятельства нашей истории. К таким людям, по ее словам, принадлежит и она, и хотя на встрече она не сочла нужным упомянуть, что ее отчимом был легендарный подводник, автор "атаки века" Александр Иванович Маринеско, умерший в нищете и забвении, именно это обстоятельство, как мне кажется, многое объясняет в трактовке образа.
Нельзя не отметить сценографию спектакля - она лаконична и, в то же время, проникновенна. Несомненной находкой в оформлении происходящего на сцене действия являются разновеликие камни - они служат и воплощением рукописей в огромном кожаном чемодане, и птицей в клетке, да, собственно, эти камни настолько символичны, что можно придать им бесконечное смысловое значение.
Надо заметить, что первая книга стихов Осипа Мандельштама 1908-1911 гг. называлась "Камень", а сам он писал: "Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нем потенциально способность динамики - как бы попросился в "крестовый свод" - участвовать в радостном взаимодействии себе подобных ("Утро акмеизма").
Правда, в спектакле камни выполняют другую функцию - они с грохотом раскатываются по сцене, и этот звук создает тревожный настой, который сопровождает все действие.
В заключение хочу сказать, что, по моему мнению, этот спектакль украсил театральную корону Петербурга.
И хотелось бы пожелать, чтобы все замыслы Авторского театра воплотились в жизнь творческими удачами.
Начало положено многообещающее.
главная страница
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
спектакли
афиша
новости
библиотека
© Авторский театр - Фонд реализации проектов и программ - 2009
Санкт-Петербург