Елена Зарубина. Камень в клетке
                                                                                  
// Сайт Musecube, 25 января 2013 г.

Зимний вечер. В стенах музея Ф.М.Достоевского «Мандельштама нет». Так называется постановка. Авторский театр, рожденный в 2008 году учеником Льва Додина Олегом Дмитриевым, имеет в своем арсенале 3 спектакля. «Мы живем, под собою не чуя страны» — цитата общая для всего цикла.
Мандельштама нет – первый спектакль трилогии. Моноспектакль, созданный по воспоминаниям жены поэта.

Прежде всего удивляет пространство. Черный кабинет. Скупая, но очень точная сценография. Галина Филимонова в роли Надежды Мандельштам. Актерская игра держит зал. 2 часа героиня одна на сцене рассказывает о жизни мужа и о своей. Не возникает ни единого сомнения в том, что слова, написанные в 60-е годы двадцатого века, всецело принадлежат женщине, стоящей на сцене, прожиты ей, ее собственные.
Холодеет сердце, когда шаг за шагом проходишь путь этих людей в своем воображении. Манн-делль-штаммм – нараспев и на разные лады звучит со сцены.

…Что за фамилия чертова -
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама…

Горечь бессилия, любовь и боль в голосе этой хрупкой героической женщины, прошедшей плечом к плечу весь ужас от ареста до смерти мужа.
На сцене меняется только свет – и мы попадаем в гулкие тюремные коридоры, потом на поселение.
Клетка, пальто, чемодан, белая колонна и камни – предметы быта обретают символический смысл. Вот она вся жизнь в них, в этих предметах рассказана – вечное странствие и вечная несвобода.
«Камень» назывался первый сборник стихов Мандельштама. Слова, стихи, рукописи – это те же камни… так же тянут ко дну, так же живут веками.

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей…

На длинном шнуре слегка раскачивается пустая птичья клетка, и в один из моментов героиня кладет в нее камень. Поэта лишают слова, его убивают медленно и показательно. Жена говорит об этом без истерик и патетики, с ровной будничной интонацией и доверительно просто.

Камень в клетке, нависающий над героиней – это ли не символ судьбы Надежды?
Быть всегда рядом, следить, чтобы ничего с собой не сделал, отворачиваться к стене в моменты творчества, чтобы не мешать. Хранить стихи. Твердить их каждый день, чтобы не забылись, не пропали, не стерлись из памяти.

В спектакле очень часто звучат стихи Мандельштама, врезаясь в него медленно, напевно. Все трагичнее они становятся к концу, и все неутешительнее возникают выводы о поколении и жизни нас окружающей. Надежда Мандельштам говорит о поколении интеллигенции того времени, но неумолимо возникают параллели с днем сегодняшним. Люди идут в будущее, не осознав прошлого. И спектакль даже не острополитический, а острочеловеческий.
главная страница
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
спектакли
афиша
новости
библиотека
Санкт-Петербург
© Авторский театр -  2009