Светлана Логинова. Что сказать вам об интеллигенции?
                                                               
// "Выборгские ведомости" №54, 15 июля 2011 г.

Два фестивальных спектакля прошли в театре Святая Крепость (г. Выборг).

В первый день фестиваля Vyborg Intelligent Performance, помимо музыки и лекции Михаила Костоломова, выборгской публике были представлены два спектакля Авторского театра Олега Дмитриева.

«Мандельштама нет» и «Ночной дозор» — две части триптиха «Мы живем, под собою не чуя страны», (третья пока только готовится к постановке). По замыслу организаторов, театральной площадкой должен был стать двор дома Хакмана. Однако по техническим причинам, действие перенесли в Святую Крепость. Первым, в четыре часа был показан «Ночной дозор», а в девять вечера — «Мандельштама нет»...
Любой авторский театр требует работы зрителя — умения слушать, думать, сопереживать.
Это словосочетание: «работа зрителя» неоднократно потом произносилось режиссерами, присутствовавшими на показе, в кулуарах, где интеллигентный зритель обсуждал спектакли.
Реакция публики на первый спектакль просто обескуражила. Не все выключили мобильные, кто-то очень громко разговаривал, какая-то дама не к месту хихикала, и все время копалась в сумке. Некоторые даже ушли, не дождавшись финала.
А на сцене лицедействовал профессионал высочайшего класса. Сергей Козырев играет бывшего ВОХРовца, рассказывающего внуку о своей жизни и правде, в его понимании.
Артиста не сбила бесцеремонность части публики, он продолжал «жить» на сцене, «вытаскивая» из себя тот резерв, который дает возможность показать человека в палаче.
Та часть, что осталась до конца (к счастью, большая) долго аплодировала. Два часа монолога — это грандиозный труд, не только душевный, но и физический.
Актер как-то очень убедительно делал простые вещи, — чистил овощи, готовил суп, который он подаст в конце больному внуку, — и говорил, говорил… говорил. Плакал и зверел, рассказывая ужасные вещи. И… об интеллигенции — с презрением и восхищением. «Что сказать об интеллигенции?» — спрашивает он сам себя и зрительный зал. И рассказывает о замученных и униженных, с точки зрения своей правоты.
На этот же вопрос, по сути дела, отвечает Надежда Мандельштам (Галина Филимонова), в спектакле, поставленном по воспоминаниям жены поэта. Она рассказывает не только о поэте, но и о людях, пытавшихся его спасти и, наоборот, писателях, отправивших его на смерть. Горький рефрен: «Двойной жизнью тогда жили все…все... И, те, кто получал награды, и те, кто, как Мандельштам, потом погиб».
Это спектакль несколько другого плана. В центре — жертвы, которым сопереживать намного легче.
Режиссер Владимир Михельсон на вопрос, как он расценивает реакцию публики на первый спектакль, успокоил меня: «Далеко не каждый зритель хочет пропускать через себя этот негатив, если встать на его точку зрения. Ведь в центре — палач, который рассказывает внуку о том, что он хороший. Но ведь хорошим он от этого не становится».
Поэтому, как изящно выразился Михельсон, «непосредственная» выборгская публика уходила, но петербургская публика, вне всякого сомнения, будет наблюдать за первоклассной актерской игрой. Да, конечно, пришло много неподготовленных зрителей. Вероятно, это объясняется тем, что на первый спектакль люди пришли исключительно по пригласительным билетам.
Так или иначе, второй спектакль был принят совершенно по-другому. Во-первых, был аншлаг. Во-вторых, было тихо во время действия, и долгие аплодисменты в конце. Опять же невозможно не восхититься актрисой, блистательной Галиной Филимоновой, которая два часа без перерыва «ведет» публику. Слушать долгий монолог — тяжело. И периодически наблюдалась усталость зрителей, которых актриса, вдруг поменяв интонацию, иногда совсем простыми словами, вновь «вводила» в действие.
Совершенно точно, здесь работа зрителя была. А еще были стихи
Во всяком случае, считать, что авторский театр — не для выборжан, как я подумала после первого представления, было опрометчиво.
А впереди — еще и другие постановки, других режиссеров и театров.
главная страница
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
спектакли
афиша
новости
библиотека
© Авторский театр - Фонд реализации проектов и программ - 2009
Санкт-Петербург