Елена Горфункель. Современная галерея
                                                                                    
"Планета Красота" № 9-10, 2015 г.
 
главная страница
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
спектакли
афиша
новости
библиотека
Санкт-Петербург
© Авторский театр -  2009
В Петербурге существует Авторский театр. Своей площадки он не имеет, зато аренда малой сцены  МДТ для него всегда открыта, потому что художественный руководитель, Олег Дмитриев, является учеником Льва Абрамовича Додина и актёром МДТ. Режиссёрские начинания Дмитриева поддерживаются учителем вот уже несколько лет. На этой сцене - совсем малой - показаны были спектакли по классике, инсценировки, моноспектакли. Не чужд Дмитриев и новой драматургии, причём, настолько новой, что Авторскому театру даётся право первой постановки. Так, в конце октября, здесь состоялась премьера спектакля «Tate Modern» по пьесе молодого драматурга Юлии Савиковской.

Чем занимательна и показательна эта пьеса? (Будем иметь в виду, что фабула отредактирована в спектакле режиссёром). Тем, что вспоминает о любимой некогда модели мелодрамы - арбузовской. Молодая энергичная девушка приезжает в северную столицу и покоряет сердца сразу двух мужчин - отца и сына. Вместе с карьерными победами она побеждает свой физический изъян (заикание) и холод собственного сердца.

Чем симпатичен спектакль? Тем, что в нём заняты всего три актёра двух поколений и что психологические кружева они плетут буквально в полуметре от зрителей. Старшее додинское поколение представляет Сергей Власов. Он играет несчастного вдовца и неумелого отца, потерявшего общий язык с сыном. Молодое поколение, Константин и Ксения, это актёры Екатерина Клеопина и Евгений Серзин. В этой пьесе и в этом спектакле конфликт отцов и детей не страшен. Сложнее конфликт между мечтой и реальностью. Мечта о лучшей жизни - Tate Modern, галерея современного искусства в Лондоне, о недосягаемом и прекрасном. А реальность - заброшенная петербургская квартира. В конце концов, дорогой альбом под тем же названием, что и пьеса, и галерея в Лондоне, преуспевающая Ксения привозит из Лондона в подарок своим тайным обожателям. Такой паллиатив счастья, наряду с несчастьем, смертью старика Ливанова преподносит финал.

Власов - один из лучших актёров додинской труппы. На малой сцене он всё такой же тонкий, глубокий, слегка ироничный, щедрый на детали, как и на большой сцене. Его Ливанов - художник по ремеслу и по душе. В халате и тапочках он переживает жизненный кризис, от которого его излечивает Ксения и сын Константин. Но, мог бы повторить вслед за строителем Сольнесом Ливанов, «юность - это возмездие». Как мы видим, корни новой пьесы ведут не только в советскую лирику, но и в европейскую драму идей. Савиковская не претендует на какую-то сверх новизну фабулы и языка. Спектакль не претендует на режиссёрские открытия. Тут иные притяжения - настроение, то, что в старину называли «тоном». Актёры его соблюдают в отклонениях от бытовой речи, бытовых реалий. Дополнением  к общей атмосфере является сцена с репликами из «Гамлета», тем более что какими-то сюжетными узами история героев этой пьесы связана с мотивами знаменитой трагедии. Эпизод по мотивам «Гамлета» играется вообще в какой-то «пещере» позади двух боковых рядов. «Пещера» освещается изнутри тремя основными цветами спектакля (сценография и костюмы тоже Дмитриева) - зелёным, красным, синим. Это общая «палитра» спектакля, которая разложена на освещение, реквизит (красный чемодан Ксении), костюмы, вплоть до варежек. Автор пьесы старается быть лаконичной, автор спектакля пользуется своими лаконизмами, отчего их общая сценическая «речь» временами становится излишне загадочной и смутной.

Новая драматургия - один из ключевых вопросов современного театра. То и дело кажется, что вот она, долгожданная, но столь же часто приходится откладывать ответ на неопределённое время. А театр не только ждёт, он жаждет: режиссёры своего материала для своего изобретательства; актёры - новых ролей, а не пережёвывания знакомых до кислоты текстов; художники пространств, где можно употребить невероятные технологии или, по крайней мере, приложить свой опыт и фантазию; наконец зрители - ведь они понимают, что как бы ни делать классику современной, новая драматургия - ещё более современна, она непосредственно отражает своё время. Всё дело в качестве этого отражения.

Молодой драматург Юлия Савиковская не считает себя открывателем Америки в драматургии. Она автор нескольких пьес, и Олег Дмитриев первым поставил одну из них. В «Tate Modern» отразился и личный опыт автора, и её пристрастия в литературе для театра, и широкий, свободный взгляд на мир.