Анжелика Неволина: "Сейчас люди восхваляют Сталина". Беседовала Регина Поливан
                                                                                                                       
// "Амурская правда", 4 ноября 2014 г.
... Анжелика Неволина - актриса сразу двух петербургских театров: МДТ - Театра Европы и Авторского театра. Ее роли на сцене и в кино почти всегда печальны и пронзительны... Открыть для себя Неволину как театральную актрису в этом году смогли и амурчане. Спектаклем "Зачарованные смертью", в котором Анжелика играет непростую роль матери, завершился фестиваль "Амурская осень". Недавно мы встретились с актрисой в Петербурге и поговорили об этой постановке, работе над ролью и историческом процессе ...

Анжелика Неволина: "Я придумала миссию, чтобы не сойти с ума". Беседовала Регина Поливан
                                                                                              
// Росбалт. Петербургский авангард. 24 октября 2014 г.
... Я вообще не знала, как подступиться к роли в спектакле "Зачарованные смертью": на тот момент мне казалось, что у меня нет ни одной точки соприкосновения с этой ролью. Я всегда внутренне уходила от того страшного периода жизни нашей страны. Мою семью это почти не коснулось, я ничего об этом не знала. То, что я читала, вызывало ужас. Поэтому когда от Олега Дмитриева поступило предложение, у меня была оторопь и нежелание за это браться - казалось, что ничего не получится именно по причине отсутствия точки соприкосновения. А потом я ее нашла, причем именно в самом тексте Светланы Алексиевич в достаточно недлинной фразе: "А мы есть: старые, больные, со страшными воспоминаниями, затравленными глазами". Я просто стала видеть этих людей на улице, и мне захотелось об этом рассказать ...

Анжелика Неволина в программе "Частная история"
                                                                                      
//Городской телеканал "Москва. Доверие". Сентябрь 2014 г.
... и это одна из любимых моих ролей... Ну, я не знаю, как...

Регина Поливан. Волки и овцы советского времени. Конкурс антреприз "Амурской осени" завершился драмой о жертвах и палачах
                                                                                                                   
// МК. Благовещенск, 18 сентября 2014 г.
... сын осознает противоречивость исторического процесса в молодости, когда в разгар перестройки возвращается с военной службы в Афганистане. С этого момента он начинает пристальнее вглядываться в прошлое, пытаясь там отыскать причины сегодняшней катастрофы и собственного несовершенства. Размышления о судьбах тоталитарной системы приводят его к выводу, что в трагедии страны виноват не только Сталин, но и народ, с готовностью взявшийся за топор палача. В справедливости этой теории он окончательно убеждается после случайной встречи с собственным дедом по материнской линии, о котором в семье было не принято говорить. Выяснив, что он внук до сих пор не раскаявшегося инквизитора, молодой герой вынужден признать: ему тоже досталось это "людоедское наследство", избавиться от которого будет непросто. Но одно он понимает точно: сама попытка разобраться с прошлым уже сделала его чуть менее зачарованным смертью, а значит, чуть более свободным ...

Варвара Сиянова. Спектакль "Зачарованные смертью" вызвал бурю эмоций в зрительном зале
                                                                                                                  
// "Амурская правда", 14 сентября 2014 г.
... Актеры антрепризы играли проникновенно. Каждый был убедителен по-своему. Красавец-сын (Селезнев) словно вышел из кадра старого советского кино про героев-комсомольцев. Несмотря на жестокие  законы бизнеса, он благороден. Он тоже идеалист, как его мама.  Это наследственное.  Мать (Неволина) хрупкая, трогательная и нежная. Когда она говорит о своей родине-уродине,  то ее лицо светится. Она была счастлива.  Дед (Козырев) с холодными, бесцветными глазами убийцы и палача тоже убедителен ...

Анастасия Нагайко. Конкурс антреприз "Амурской осени" закрыла постановка "Зачарованные смертью"
                                                                                               
// Сайт www.2x2.su, Благовещенск. 14 сентября 2014 г.
... Три голоса настолько захватили зал, что в редких моментах монологи прерывались шепотом зрителей. А на главном монологе Анечки, которая и объяснила, почему она "зачарована смертью", многим хотелось хлопать и плакать, как потом обсуждали благовещенцы. Сложный для восприятия современной молодежи, но такой нужный и актуальный спектакль зритель наградил долгими аплодисментами. Правда, амурчане все же во мнениях поделились на две стороны: кто-то посчитал, что такое нужно показывать, а кто-то все же посчитал, что для такой драмы нужно выбирать не закрытие фестиваля, а ее начало ...

Ольга Новосельцева. Концовка конкурса спектаклей «Амурской осени» оказалась драматической
                                                                                  
//"Комсомольская правда", Благовещенск. 14 сентября 2014 г.
... Постановка разительно отличается от привычных для фестиваля комедий. Действия на сцене нет, лишь надрывные монологи о тяжелом советском прошлом, голоса трех поколений: бизнесмена 40 лет, его матери, родившейся в лагере (мама родила ее после того как ее арестовали как "ЧС" - члена семьи врага народа) и деда-чекиста, отказавшегося от беременной жены, чтобы спасти свою шкуру. Монологи Анны в исполнении Анжелики Неволиной зрители слушали в гробовой тишине... Спектакль шел около двух часов без антракта. В финале благовещенцы очень долго аплодировали артистам стоя, а исполнительницу главной роли буквально задарили цветами ...

О спектакле "Зачарованные смертью":
Олег Дмитриев, Елена Седова, Анжелика Неволина, Владимир Селезнёв

                                                      
// Программа Марины Лобановой "Встреча". Радио "Град Петров". 17 мая 2014 г.
Марина Лобанова … Какое есть, такое и есть прошлое. Мы должны, и это очень важно, свою собственную жизнь построить… Иначе у нас не будет будущего. Мы тогда получаемся всё время обращёнными в прошлое. Это неправильно …
Олег Дмитриев … Нет, это всё не так. На самом деле мы постоянно обращены в прошлое по одной простой причине: потому что всё время хотим отсечь память. Мы всё время хотим сказать: это было, и мы забыли… Мы говорим: это прожили и забыли… И оказываемся в том самом месте, которое отсекли из своего сознания. Мне кажется, единственное, что обеспечивает выживание цивилизации, - бесконечность памяти… Наша, мне кажется, национальная болезнь - это абсолютная ретроградная амнезия, которую мы культивируем и на государственном уровне, и на уровне самосознания. Мы не хотим помнить …

Елизавета Ронгинская. Человек в поисках Имени
                                                                                                                                                // Сайт "Культурная Столица", 4 декабря 2013 г.
… Остросовременный Авторский театр стремится рассказать зрителям о том, что человеку надо возвратиться к себе, почувствовать себя личностью, взять ответственность за себя на себя. Что значит вернуться к себе? ... Для этого необходимо знать и думать о своём недавнем прошлом, о том, насколько нынешние люди мало отличаются от своих предков жертв-палачей. Если хотеть чего-то другого в будущем для себя и страны, следует менять что-то в настоящем, не "менять богов", как люди привыкли делать, а самих себя. И тогда люди смогут смело подписывать биографии своим именем, но для начала необходимо его обрести ...

Об Авторском театре
                                                                            
// Портал культурного наследия России Культура.рф. Август 2013 г.
... Разочарования и принципиальность, убеждения и заблуждения. Три поколения семьи, после болевого шока, вызванного развалом СССР, пытаются разобраться, проанализировать, понять, какую роль играли они в жизни своей страны. Исповедальная и безжалостная история семьи, рассказывается Олегом Дмитриевым и актерами Малого драматического театра Анжеликой Неволиной, Владимиром Селезневым и Сергеем Козыревым. Она венчает цикл, посвященный поиску ответов на вопрос, кто мы и откуда ...

О спектакле "Зачарованные смертью"
                                                                           
// Портал культурного наследия России Культура.рф. Август 2013 г.
… Следуя за автором, создатели спектакля не склонны к осуждению кого-либо из героев. Небольшое камерное пространство, исповедальная интонация позволяют зрителю максимально проникнуться атмосферой спектакля. Интересно, что каждый герой по итогу вызывает сочувствие и понимание, несмотря на основную идею, коей проникнут спектакль: "Сидел народ, но и сажал народ, ведь это простая арифметика - миллионы зэков. Ведь кто-то их сажал и кто-то сторожил. В том-то и беда, что у нас в стране палачи и жертвы - это одно и то же" ...
 
главная страница
... Это самый важный спектакль сезона. Какие бы ещё премьеры в нём ни случились. Потому что создатель Авторского театра Олег Дмитриев и его актёры возвращают театру значение, им, казалось бы, навсегда утраченное, - той самой кафедры, с которой, по хрестоматийному определению Гоголя, "можно много сказать миру добра" ...                                                                                                                                                                                                                                            
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
афиша
новости
Санкт-Петербург
"ЗАЧАРОВАННЫЕ СМЕРТЬЮ". ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ
библиотека
[Страница спектакля]
[Светлана Алексиевич]
[Краткое содержание спектакля]
["Зачарованные смертью". <Читает режиссёр>]
© Авторский театр -  2009
спектакли
О спектакле "Зачарованные смертью" на Фестивале "Рождественский парад". Программа "Ветер в окно" Ведущая - Тамара Филиппова
                                                                                                  
// Радио России. Санкт-Петербург, 10 января 2013 г.
Олег Дмитриев: Мы полны надежды на то, что мутация, свершившаяся в нас обратима. Только нужно... "что-то с самим собой всё время делать" - как говорит Сын в спектакле "Зачарованные смертью" - чтобы избавиться от многого, приобретённого нами за годы бесчеловечия в нашей стране …

Валентина Казакова. Ничто не забыто?
                                                                                                                      
// Сайт "Musecube", 15 декабря 2012 г.
... От рассказа Матери волосы вставали дыбом, хотелось закрыть уши и убежать прочь. Но какая-то неведомая сила всё сильнее заставляла вслушиваться в рассказ, и только глаза становились мокрыми - от осознания всего того, через что пришлось пройти героине. Сколько таких "безвинно осужденных" сгинуло в бараках и камерах, сколько невиновных детей осталось без тепла родного дома? Прошлое нашей страны ушло не так далеко, чтобы начисто позабыть о нём...

Елена Седова. Зачарованные словом
                                                                                                         
// PROсцениум № 11-12 (133-134), август 2012 г.
... Два часа, в абсолютной тишине архангельские зрители сопереживали героям петербургского спектакля "ЗАЧАРОВАННЫЕ СМЕРТЬЮ"… А потом задавали вопросы и говорили сами: об актуальности спектакля, о покаянии, о мощном и талантливом высказывании, об экскурсе в нашу историю, вспоминали своих родных, пострадавших в годы террора… Говорили о спектакле не только как о художественном произведении, но как о гражданской акции…

Почему мы должны отвечать за то, чего мы не делали?
                                                                                
// Свято-Сретенский приход. Официальный сайт. 15 июня 2012 г.
... Сегодня мало кто ставит перед собой вопрос героя спектакля: как нам жить с тем духовным наследством советского прошлого, которое мы получили? Ведь нужно понимать: для того чтобы посадить и расстрелять миллионы, нужны ещё десятки тысяч, кто бы это делал. Может возникнуть вопрос, почему мы должны отвечать за то, чего сами не делали?..

Лариса Торопова. Попытка самолечения
                                                                                                                          
// "Архангельск" № 21, 30 мая 2012 г.
... Спектакль на очень тяжёлую тему - что сделал сталинизм с нашим народом - шёл на камерной сцене театра драмы два часа. И всё это время зрители, глядя глаза в глаза актёрам, боялись шелохнуться - ведь речь шла о нас с вами, о нашем прошлом и настоящем, и актёры не играли - они проживали жизнь своих персонажей, пытаясь разобраться в том, что же все-таки с нами произошло...

Григорий Заславский. Неделя в культуре. Как в кино: кастинг делает половину успеха, даже больше
                                                                                                                     
// "Независимая газета", 28 мая 2012 г.
... Дмитриев и актёры вытаскивают на свет божий семейную историю, частную историю, которая "тянет" на эпопею. О Сталине, репрессиях, о том, что распалась связь времен, о нас... Два часа без антракта в абсолютной тишине зрительного зала. Ни одного звонка мобильного, ни шороха... Такой вот театр - нечеловеческой силы. И вместе с тем - о человеческом в человеке, об отцах и детях... Дедах и матерях...

Елена Ирха. Зачарованная история
                                                                                                                            
// "Правда Севера", 23 мая 2012 г.
... Спектакль "Зачарованные смертью", - говорит  отец Иоанн (Привалов), настоятель Заостровского храма (Архангельск), - это приглашение обернуться, осмыслить и честно назвать вещи своими именами. Мне кажется, это редкое явление, когда кто-то со сцены ставит вопрос о покаянии. Покаянии, которого нам всем очень не хватает...

Встреча с журналистами после спектакля "Зачарованные смертью" - участника Международного фестиваля им. Фёдора Абрамова "Родниковое слово"
                                                                                                                                                                             // г. Архангельск, 21 мая 2012 г.
... Нам показалось, что мы для себя выбрали путь поиска ответа… Какой может быть итог в разбирательстве с тем, что случилось с нашими бабушками, дедушками, мамами и папами на протяжении двадцатого века, и что случилось в результате с нашей страной и с нашим народом, почему мы сегодня опять такие же?.. Мы всерьёз озабочены тем, что вновь очень сильно откатываемся назад в какой-то тоске по прошлому, от которого правильнее было бы попытаться освобождаться. Мы не убеждены в том, что это освобождение реально. ... Поэтому наш спектакль не суд совести, а попытка обнаружения в себе неправды, нечестности. Попытка справляться с этим как с травмой, попытка это как-то… самолечить…

Елизавета Ронгинская. Встречи в Университете
                                                                  
// Электронный Театральный Авторский Журнал  - "ЭТАЖ", 3 апреля 2012 г.
... Анализируя размышления Олега Дмитриева, можно сказать, что одной из глобальных задач Авторского театра является "проработка травмы", приобретенной человеком за время  господства советской идеологии. Герои спектаклей призывают всех, в том числе и самих себя, покаяться в своем прошлом, осознать, что в том, что случилось со страной, присутствует огромная доля вины каждого. Задача осознания: необратимые изменения. Смысл: будущее не должно стать повторением прошлого ...

Татьяна Семме. Авторский театр - новое пространство исследования жизни
                                                                           
// Журнал "Санкт-Петербургский университет" № 4, 28 марта 2012 г.
... "Все, что случилось с нами на протяжении XX века - до сих пор не решаемая проблема. Как актеры МДТ-Театра Европы, мы постоянно обращаемся к ней - в спектаклях "Жизнь и судьба", "Чевенгур"... В изучении этой темы, этой не изживающей себя проблемы и родился Авторский театр. Можно сказать, что он похож на университет, только наши исследования ведутся не теоретическим, а преимущественно эмпирическим путем", - пояснил режиссер ...
Олег Дмитриев. "То, что мы не хотим о себе знать"                                               Беседу ведёт Елена Боброва
                                                                 
// "Российская газета" - Федеральный выпуск №5690 (17), 27 января 2012 г.
... Не интересоваться составом своего генотипа, в котором записаны не только страдания жертв, но и деяния палачей, значит быть неспособным прогнозировать свои поступки. Если "сын за отца не отвечает", он и за себя не отвечает. И это высшая мера безответственности ...

Олег Дмитриев. Интервью журналу "Пресс-релиз"                                                   Беседу ведёт Елена Седова
                                                                                                    
// Журнал "Пресс-релиз", осень-зима 2011/2012 г.г.
... Самое трудное - правда. Книги Алексиевич предельно исповедальны и ошеломляюще достоверны. При соприкосновении с ними на театре недопустимо лицедейство. Или всё по-настоящему, или не надо за это браться.
Самое светлое - надежда, которой озарена новая книга Алексиевич. Мы для себя так и называем завершающую часть триптиха - спектаклем нашей надежды. На то, что наше бесчеловечие, развившееся в эпоху советизма, обратимо. На то, что мы, трезво оценивая прошлое как генетическое наследство, пробуждая память и совесть, в силах попытаться обезопасить будущее от уже известного нам зла ...


Олег Дмитриев о спектакле "Зачарованные смертью". Программа "Ветер в окно"
                                                                                                                                Ведущая - Тамара Филиппова
                                                                                               
// Радио России, Санкт-Петербург, 22 декабря 2011 г.
... Возможно ли возрождение человека в советском человеке, который, по нашему глубокому убеждению, человеком в ренессансном смысле слова не является?.. Советский человек, воспитанный на утверждении, что "абстрактный гуманизм" - это плохо, в чём-то уже не вполне человек, с нашей точки зрения. Поскольку, как нам кажется, понятие "гуманизм" не терпит никаких прилагательных в соседстве. Гуманизм сам по себе - это базовая ценность нашей цивилизации… По существу, советская система отменила понятие гуманизма, то есть человечности, объявив его абстрактным… Что же это была за система, если она изъяла из нашего бытия понятие "человечность"? Вероятно, это была система бесчеловечная. Кто же такие мы, несущие в себе ген бесчеловечия? И как нам с этим быть?.. Обо всём этом мы задумываемся… и полны надежды, что мутация, свершившаяся в нас обратима. Только для этого нужно работать - каждому над самим собою и каждый Божий день …

Олег Дмитриев в программе "Лица города"                                                               Ведущая - Наталья Бовкун
                                                                                                                             
// Телеканал ВОТ, 8 декабря 2011 г.
… Вера, идеалы - во многом, субстанция метафизическая, иррациональная… Наши спектакли так устроены, театр вообще так устроен, что, если люди, приходящие в зрительный зал могут испытать секунду чужой боли как своей… вот эта секунда своей живой человеческой боли за другого человека может подсказать многие внутренние интуитивные догадки, подступы к тому, что потом может стать верой. Это называется состраданием. И я думаю, что до тех пор, пока театр способен будить сострадание, он имеет право на существование, он состоятелен …

Светлана Щагина. Идея и последствия
                                                                                    
// Петербургский театральный журнал. Блог, 6 декабря 2011 г.
... Ценно содержание спектакля, а именно его текст, кровавый и мощный... И важна жизнь этого текста в зрителе <...> это продолжение - принципиальная и самая главная в работе Авторского театра вещь ...

Олег Дмитриев. Часть генотипа                                                                               Беседу ведёт Елена Боброва
                                                                                                                                       
// Free TIME №11(164), 2011г.
... Я чувствую вину и ответственность за то зло, что сотворено в годы советской диктатуры. Потому что оно - часть моего генотипа. Это груз памяти того, у кого в роду были люди, оказавшиеся по разные стороны колючей проволоки советского концлагеря. И с этим в себе я, как умею, пытаюсь работать ...

Катерина Павлюченко. "Я зачем-то выживала много раз..."

                                                                                                                       
// "Невское время", 15 ноября  2011 г.
... У Авторского театра высокая миссия: делать так, чтобы помнили. Триптих завершен. Куда дальше? Как будет развиваться этот театр? Несмотря на то, что Дмитриев вышел из додинской "шинели", режиссерский путь у него свой ...

Дмитрий Циликин. Изгнание дьявола
                                                                                          
// Деловой Петербург. Выходной. № 188, 11 ноября 2011 г.
... Это самый важный спектакль сезона. Какие бы ещё премьеры в нём ни случились. Потому что создатель Авторского театра Олег Дмитриев и его актёры возвращают театру значение, им, казалось бы, навсегда утраченное, - той самой кафедры, с которой, по хрестоматийному определению Гоголя, "можно много сказать миру добра" ...

Екатерина Омецинская. Гражданская война длиною в столетие
                                                                                       
// "Санкт-Петербургский курьер" № 44, 10 - 16 ноября  2011г.
... Выживание ужасно, оно всегда ставит нас лицом к лицу со смертью, но вот только смерть бывает физическая, а бывает духовная. И если уж приходится выбирать путь выживания, то надо исключать путь самопредательства, путь не только фактического убийства других, но и убийства человека в себе. Эта мысль наиболее сильна в спектакле с точки зрения общегуманистических  позиций: мать, оставшаяся человеком в нечеловеческих условиях, заслуживает не только уважения, но и преклонения сына. Это и есть единственно верный ответ на оба извечных постсоветских вопроса: виноваты в наших бедах только мы сами, и предотвратить последующие исторические трагедии можно лишь путём самовозрождения. Так и только так можно почуять страну, которая под нами ...

Жанна Зарецкая. Тоталитаризм и ГУЛАГ с нами
                                                                                                          
// Интернет-портал "Афиша", 10 ноября  2011г.
... Персонаж Владимира Селезнева в дорогом костюме, при деньгах... выглядит все же нищим, потому что все его вопросы к прошлому и настоящему остались без ответа, а режиссер, ровесник героя, осознал, что однозначные ответы - признак той, советской эпохи, а нынче каждый зрелый человек должен отвечать сам, за себя и для себя. И, осознав, поставил очень точные вопросы - из тех, которые в покое уже не оставят ...

Интервью Олега Дмитриева театральному видеожурналу "Подмостки в Петербурге"
                                                                                                                 
// www.theatre.inspb.ru/28 октября 2011 г.
... Никакой мартиролог, каким бы долгим, длинным, многостраничным и многотомным он ни был, не в состоянии передать ужас утраты и, я бы сказал так - генетическую зависимость от насильственного прерывания одной единственной жизни. Эти жизни были прерваны миллионами. Мы этому наследуем и я убежден, что мы несём за это ответственность. Мы, сегодняшние. А вот то, что эта точка зрения на сегодняшний день непопулярна, мягко говоря, или даже вызывает нередко раздражение, отторжение, возмущение - по-моему, это серьёзная проблема ...

Интервью Анжелики Неволиной, Владимира Селезнёва, Сергея Козырева театральному видеожурналу "Подмостки в Петербурге"
                                                                                                                                                          // www.theatre.inspb.ru/28 октября 2011 г.
Сергей Козырев: Когда мы сможем все три части попробовать целиком - вот это будет интересно. На самом деле, что самое для меня главное, не то что это очередной спектакль, а тема. Тема одна и она очень серьёзная. Прежде всего - о человеке. Где он живёт, в каком месте живёт - не важно. Мы сейчас говорим об этом месте, но и в других местах в принципе тоже живёт человек. Вообще - на этом "шарике" живёт человек. В одном человеке - общечеловеческий вопрос: "Как быть?"
Анжелика Неволина: Быть или не быть?
Сергей Козырев: "Что делать?" и вообще классические фразы, но на самом деле мне надо решить про самого себя что-то главное в жизни. Если я не буду решать эти вопросы, я ничего вот отсюда (сцена) вот сюда (в зрительный зал) не донесу. И если мы соединимся, хотя бы на долю секундочки все вместе, вот это всё помещение - одно целое - это и есть "шарик". Вот это и есть самое главное...

Олег Дмитриев о премьере спектакля "Зачарованные смертью"                               Ведущая - Елена Серова
                                                                                                
// Радио России. Санкт-Петербург, 28 октября 2011 г.
… Сын - мой любимейший человек в этой истории, я ему передоверяю много своих  собственных мыслей… В нём совмещаются ответственность и вина… И мы тоже чувствуем, что вправе и обязаны нести ответственность за деяния наших родителей …
Олег Дмитриев: "Мы в ответе за прошлое"                                                              Беседу ведёт Елена Петрова
                                                                                                                       // "Аргументы и факты - Петербург" №43, 26 октября 2011 г.
… Да, люди по большей части говорят: "Хватит о Сталине и ГУЛАГе". И что больше всего огорчает, так говорит и наиболее совестливая часть народа. Интеллигенция острее других чувствует нравственную боль и потому отказывается испытывать ее вновь. Но так можно вовсе разучиться думать. Полагаю, необходимо будить в себе память и совесть, чтобы попытаться обезопасить будущее от зла, порождённого нами в ХХ веке …

Олег Дмитриев о премьере спектакля "Зачарованные смертью" и о триптихе "Мы живём, под собою не чуя страны…". Программа "Театральная галерея"                                                                 Ведущая - Татьяна Ткач
                                                                                                                                                               // Радио "Петербург", 20 октября 2011 г.
… Светлана Алексиевич, на мой взгляд, очень точно определяет время жизни нескольких поколений советских людей названием "Зачарованные смертью"… В известной мере, теза эта - некий конечный метафорический вывод о том, чему же мы более всего научились в нашей стране, у нас на Родине за почти восемьдесят лет коммунистического режима … "Нас выучило наше государство - это министерство смерти, мы хорошо научились умирать, мы полюбили смерть, мы смертью зачарованы"… Вот в каком смысле Светлана Алексиевич и её собеседник - один из персонажей нашего спектакля, Сын - формулируют суть бытия советского человека …

Олег Дмитриев о премьере спектакля "Зачарованные смертью". Программа "Арт-ланч"
                                                                                                                                   Ведущая - Татьяна Троянская
                                                                                                       
// "Эхо Москвы в Петербурге", 19 октября 2011 г.
… Третья часть триптиха "Мы живём, под собою не чуя страны…" - спектакль "Зачарованные смертью" о том, кто такие мы сегодняшние, которые, как мне кажется, должны ощущать индивидуальную вину за происшедшее в нашей стране и в нашей истории задолго до нашего рождения, и мы, несущие индивидуальную ответственность за всё, что творилось в нашей стране на протяжении семидесяти с лишним лет советской власти и продолжает происходить сейчас …

О спектакле "Ночной дозор" и о премьере спектакля "Зачарованные смертью"
Программа "Ветер в окно". Ведущая - Тамара Филиппова

                                                                                                                                  // Радио России, Санкт-Петербург, 13 октября 2011 г.
… Мы не вопреки кому бы то ни было или чему бы то ни было, а просто потому, что по-другому не можем, предприняли попытку для самих себя и про самих себя понять, кто мы сегодняшние, и что нам со своею советскостью, безусловно оставшейся у нас в составе крови, в генотипе, делать в дне сегодняшнем и, самое главное, в дне завтрашнем…  Мы питаем по отношению к самим себе надежду на возможность очищения и поэтому стали заниматься со всей настойчивостью завершающей частью триптиха "Мы живём, под собою не чуя страны…" - спектаклем третьим -  "Зачарованные смертью" …

Владимир Селезнёв о фильме Джулии Тэймор "Буря" и о репетициях спектакля "Зачарованные смертью"
Программа "Время кино". Ведущие: Татьяна Троянская, Александра Петровская

                                                                                                                                            // "Эхо Москвы в Петербурге", 20 августа 2011 г.
… Наверное, Сахаров в последние годы своей жизни переживал тоску, осознавая, чему послужила наука… Без науки и цивилизации невозможно. Но когда цивилизация попадает в руки дикарей… Когда начинают просыпаться архаические страшные силы… Один известный психолог сказал в ХХ веке, что мы должны бояться не атомной бомбы, а психической энергии… того, что заложено в коллективном бессознательном… Эпидемий социализма, фашизма… Мы тоже на эту темы пытаемся размышлять, репетируя в Авторском театре "Зачарованных смертью"


Олег Дмитриев. Авторское чувство: тревога и надежда                                      Беседу ведёт Анна Коваленко
                                                                                                
// Петербургский театральный журнал №1 [63], 2011 г.
... Я рискую выразиться слишком высокопарно, но, видимо, придётся, иначе смысл будет неточным. Главный партнёр артиста-художника-автора в моноспектакле - это его совесть. Непокой этой духовной, душевной, главной составляющей человека и диктует артисту потребность высказаться в такой концентрировано исповедальной форме, как моноспектакль ...

Олег Дмитриев. Быть честной - это больно, и это долго - быть честной

                                                                                                      
// Интернет-проект www.letterra.org, май 2011 г.
... Нам совершенно необходимо разглядеть, исследовать, как то, о чём молчит Мать, наследует Сын. И уж особенно важно, как Сын встретится с Дедом. С Дедом - палачом, убивавшим людей «профессионально», государственно обоснованно. Как Сын отшатнётся от Деда, рассказывающего, что такое стрелять в левую височную долю головы, что такое отмывать потом закровавленные руки... Как Сын вдруг обнаружит в себе наследство этих по плечи запачканных кровью рук… Как Сын вдруг поймёт, что это наследство безусловно передаётся его сыну - совсем ещё мальчишке… Вот это мы пытаемся исследовать в Авторском театре. И ради этого исследования мы «выкрали» из новой книги Светланы Алексиевич одну единственную историю, интерпретировали её как историю рода, историю семьи, историю трёх поколений… Историю утаённой вины и попытки покаяния в этой вине. Мать - Сын - Дед… Три поколения, три колена одного рода. Сын, возможно, вернёт этому роду право быть человеческим ...

Олег Дмитриев. Территория Человечности                      Беседу ведёт Елена Кудрявцева (ИД "КоммерсантЪ")
                                                                                                        
// Сайт "Эхо Москвы в Петербурге", 7 мая 2011 г.
... Отказ от признания личной вины в вольном или невольном соучастии в преступлениях советизма против человечности и делает практически невозможной дискуссии в обществе по вопросу о преступности советского режима. Потому что себя винить больно ...

"Предъявите документ". Беседа Олега Дмитриева и журналиста Михаила Калужского после режиссёрской читки сценической композиции спектакля
                                                                                                             
//Сайт " Говорящие головы". 6 апреля 2011 г.
… Театр, на мой взгляд, исследует "скрытый документ"… Это особый род искусства, который вскрывает никому не известные внутренние мотивации жизни людей… внутренние разговоры человека с самим собой… вытаскивает из текста совершенно не известные мотивации, в силу которых этот текст возник. Мне кажется, увлечение "внешним документом" или освобождает от ответственности за обнаружение этих внутренних мотиваций, или вовсе позволяет утверждать, что не нужно искать никакие внутренние мотивации: мол, вот есть документ, попробуйте ему соответствовать, это уже немало.. Для меня это очень мало …

Елена Кудрявцева. Надо иметь мужество подводить итоги
                                            
// Сайт Преображенского содружества малых православных братств, 9 ноября 2010 г.
... Олег Дмитриев назвал прекрасную прозу Светланы Алексиевич «документальной болью». Переплавленная в ее сердце и открытая через ее слово миру, она продолжает жить в каждом из нас ...

Светлана Солодовник. Почуять страну
                                                                                         /
/ Интернет-ресурс "Ежедневный журнал",  9 ноября 2010 г.
... Сценарий завершающей части триптиха мастерски читал актер и создатель Авторского театра (СПб) Олег Дмитриев, который назвал постановку "спектаклем нашей надежды, так как он не только о том, в какой стране мы точно не хотим жить, но и о том, в какой хотим" ...

Беседа с Олегом Дмитриевым до и после режиссёрской читки "Зачарованных смертью"
                                                
// Свято-Филаретовский институт. Москва. 7 ноября 2010 года. Любительская съёмка
… Светлана Алексиевич - мощный современный русский прозаик. Она пишет настоящую современную русскую психологическую прозу. Другое дело, что она идёт на огромный риск, сочиняя ДОКУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ прозу. Это предельные боли, предельные отчаяния и предельные трагедии отдельных, конкретных, настоящих людей из невыдуманной жизни, которые Алексиевич выслушивает, собирает, а затем, когда пишет книгу, пропускает через своё сердце, присваивает их, ощутив боль рассказчиков, как свою, и… прошивает эти собранные истории авторским посланием… Так возникают её неповторимые книги голосов живых людей, которые наперекор всем внутренним и внешним препонам вдруг в присутствии нежного и внушающего доверие собеседника - Светланы Алексиевич - признаются самим себе в том, в чём не были готовы признаться ни Богу, ни чёрту …

Встреча со зрителями в "Буквоеде на Восстания"
                                                                                      
Фрагменты любительской видеосъёмки, 22 сентября 2010 г.
… Мы очень хотим родить "Зачарованных смертью" как спектакль нашей надежды. Надежды на то, что потеря совести, замещение человека в человеке советским человеком, которое произошло в России в ХХ веке, обратимы. Мы хотим исследовать возможность этой надежды и поделиться ею в завершающем спектакле триптиха "Мы живём, под собою не чуя страны…"

Юлия Балакшина. Пути к исцелению жизни
. Беседа с настоятелем Заостровского прихода Архангельской епархии священником Иоанном Приваловым
                                                        // Сайт  Преображенского  содружества малых православных братств, 2 сентября 2010 г.
Отец Иоанн: Мы не можем принять вещи такими, какими они нам предъявляются; мы не умеем принимать жизнь такой, какая она есть, не для того, чтобы ее оправдывать, а для того, чтобы ее исцелять и преображать...

Владимир Селезнёв о репетициях спектакля "Зачарованные смертью"          Беседу ведёт Татьяна Троянская
                                                                                                         
// "Эхо Москвы в Петербурге", 16 августа 2010 г.
Селезнёв. Мне кажется, что человек… он, в первую очередь, хочет знать. Он не предаёт забвению историю… Он размышляет. Он, грубо говоря, работает… Он не отрицает, он не осуждает, он не обвиняет. Он ра-бо-та-ет… Для того, чтобы жить дальше... Чтобы следующие поколения не были отравлены… той страшной идеей… советской…
Троянская. Но он уезжает из страны.
Селезнёв. Но потом возвращается...


Юлия Балакшина. Конец красного человека
                                               
// Сайт Преображенского содружества малых православных братств, 26 июля 2010 г.
... Проблема, перед которой оказалась вся наша страна, ставится на примере судьбы одной семьи. Над человеком был поставлен грандиозный эксперимент по выведению особой породы "хомо советикус". Эксперимент вполне удался, мутация произошла на генном уровне - на свете появился человек, который "не умеет думать, но умеет страдать, бояться и умирать" ...

Олег Дмитриев о режиссёрской читке сценической композиции и будущем спектакле "Зачарованные смертью"
                                                                                                                       
// Радио "Град Петров", 8 июля  2010 г.
… Наш спектакль не про сталинизм, не про ГУЛАГ. Он о будущем, которое зависит от отношения к прошлому, от важнейшего вопроса сегодняшнего дня …

О режиссёрской читке сценической композиции спектакля "Зачарованные смертью"

                                                                                                                         
// Телеканал "100-ТВ", 25 июня 2010 г.
О.Дмитриев: Будет ли это интересно - не знаю, потому что всё-таки это не спектакль... Но у нас есть потребность это проверить, и мы будем благодарны зрителям, если они откликнутся ...

Олег Дмитриев о режиссёрской читке сценической композиции будущего спектакля Авторского театра - "Зачарованные смертью"
                                                                                                             
// "Эхо Москвы в Петербурге", 17 июня 2010 г.
… Нам кажется важным проверить некую особую интонацию Светланы Алексиевич, присущую ей, как автору документальной и художественной одновременно прозы… и я хочу проверить на себе в присутствии зрителей, насколько слышно то, про что мы хотим рассказать эту историю - "Зачарованные смертью" …

Катерина Павлюченко. Экспериментальный период
                                                                                                                                              // "Зрительный ряд" № 11 (95), 16-30 июня 2010 г.
… Читка - самый первый шаг, проба, и потому процесс очень интимный, внутренний, на который посторонние обычно не допускаются. Но Авторский театр решил разрушить этот канон и пригласил зрителей к сотворчеству, чтобы прочувствовать рождение нового спектакля …

Елена Боброва. Конец красного человека
                                                                                                                        // "Санкт-Петербургский курьер" № 22, 10 - 16 июня 2010 г.
… триптих наш не об истории страны, а об истории души. На право владеть именно нашими душами претендовала советская диктатура и в значительной мере реализовала это украденное у Бога право. Герои новой книги Светланы Алексиевич, сегодняшние мы - жертвы, соучастники и наследники этой кражи. Мы уже понимаем, какими не хотим быть и в какой стране не хотим жить. А какими быть и в какой стране жить мы хотим? Об этом спектакль "Зачарованные смертью" …

Катерина Павлюченко. Читаем вместе
                                                                                                                          // "Санкт-Петербургские ведомости" № 96, 28 мая 2010 г.
… Авторский театр решил пойти навстречу своему зрителю. Премьера "Зачарованные смертью" состоится осенью. А всё лето Олег Дмитриев будет приглашать публику на цикл читок в исполнении самого режиссера. Так потенциальные зрители спектакля смогут ознакомиться с книгой Светланы Алексиевич, а Дмитриев в режиме живого общения проверит особую доверительную интонацию этого текста, сотканного из монологов людей, голоса которых первоначально были записаны на диктофон …