Елизавета Ронгинская. Встречи в Университете

                                 // Электронный Театральный Авторский Журнал  - "ЭТАЖ", 3 апреля 2012 г.

19 марта в здании Двенадцати Коллегий на Университетской набережной состоялась встреча с представителями творческого коллектива Авторского театра – с режиссером Олегом Дмитриевым, актерами Анжеликой Неволиной и Владимиром Селезневым. Все трое – ученики Льва Додина и артисты труппы МДТ, а значит – единомышленники. Беседа, проведенная в небольшом Петровском зале, оказалась камерной и откровенной – именно такой, какой и являются постановки Авторского театра.
главная страница
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
спектакли
афиша
новости
библиотека
Санкт-Петербург
© Авторский театр -  2009
Фото: Сергей Ушаков
Разговор получился живым и непосредственным, потому что режиссер и артисты настолько были увлечены желанием говорить, что попеременно подхватывали мысли друг друга, дополняли и комментировали их. Все три спектакля Авторского театра посвящены одной большой теме: осмыслению того, что произошло с Россией и людьми нашей страны за 70 лет советского режима, каким нравственным деформациям подвергся человек, передается ли по наследству этот "ген советскости"? Спектакли "Мандельштама нет", "Ночной дозор" и "Зачарованные смертью" – попытка ответить на эти вопросы.

Анализируя размышления Олега Дмитриева, можно сказать, что одной из глобальных задач Авторского театра является "проработка травмы", приобретенной человеком за время  господства советской идеологии. Герои спектаклей призывают всех, в том числе и самих себя, покаяться в своем прошлом, осознать, что в том, что случилось со страной, присутствует огромная доля вины каждого. Задача осознания: необратимые изменения. Смысл: будущее не должно стать повторением прошлого.

Анжелика Неволина и Владимир Селезнев играют в премьерном спектакле "Зачарованные смертью". Актриса считает работу в названной постановке своим "гражданским долгом", который она обязана выполнить. Анжелика Неволина признается, что первоначально она отказалась от роли, подумав что "никаких точек соприкосновения" между ней и ее героиней нет. Но в результате они нашлись: тема невозможности "зачеркнуть свое прошлое и войти в настоящее" волнует актрису не меньше, чем ее героиню. Владимир Селезнев тоже на каждом шагу чувствует в себе проявления советского воспитания. Артист с волнением говорил о том, что "нам необходимо покаяться в забвении, в том, что мы забыли свою настоящую историю. И стоит написать новую историю, пусть жесткую, но честную".

Люди среднего возраста еще чувствуют в себе эту советскую закваску, а вот молодому поколению, пережившему развал Советского Союза в младенчестве, гораздо сложнее найти в себе зачатки советского. Во многом именно поэтому режиссер недавно приступил к репетициям пьесы современного драматурга, где одним из героев является молодой человек двадцати с лишним лет. Желание, как можно больше размышлять о  современном обществе, как можно точнее уловить связь между прошлым и настоящим, напомнить людям об ответственности, превращает Авторский театр в публицистическую арену. Но "Авторский театр вышел из авторской школы Льва Додина" – откровенно произносит Олег Дмитриев, ничуть не стараясь отодвинуть на второй план то стремление говорить правду, приобретенное за время работы-службы в МДТ.  И это прекрасно, что такая, казалось бы, самодовлеющая школа, как МДТ, дает такие самобытные ростки, как Авторский театр.