Елена Седова. Зачарованные словом

                                                                                       // PROсцениум № 11-12 (133-134), август 2012 г.

В мае в Архангельске состоялся Международный фестиваль театрального искусства им. Фёдора Абрамова «Родниковое слово».

Театральный фестиваль, носящий имя выдающегося писателя Фёдора Абрамова, уроженца архангельского Пинежья, деревни Веркола, ведёт свою историю с 2007 года. В тот год афишу фестиваля составили спектакли, поставленные по произведениям Фёдора Абрамова, в том числе, знаменитая дилогия Малого драматического театра - Театра Европы «Братья и сёстры».
Абрамовское кредо «Будить, всеми силами будить человека в человеке!» вынесено в девиз фестиваля «Родниковое слово». Театры из Москвы, Вологды, Рыбинска, Сыктывкара, Тулы, Череповца, Липецка, Польши привезли на архангельский фестиваль спектакли, поставленные по произведениям русской прозы. Архангельский театр драмы имени Ломоносова представил уже знакомый театралам-архангелогородцам спектакль «Пелагея и Алька» по прозе Федора Абрамова, и премьеру моноспектакля «Соло для одинокого сердца» по пьесе московского драматурга Андрея Васильева в постановке Линаса Зайкаускаса.

Петербург на фестивале «Родниковое слово» был представлен Авторским театром. Молодой негосударственный театральный коллектив, созданный несколько лет назад по инициативе и под руководством Олега Дмитриева, режиссёра и актёра МДТ - Театра Европы, привёз в Архангельск спектакль «ЗАЧАРОВАННЫЕ СМЕРТЬЮ» по прозе Светланы Алексиевич.  Премьера нынешнего сезона завершила драматический триптих Авторского театра «Мы живём, под собою не чуя страны…», начатый спектаклями в постановке Олега Дмитриева «Мандельштама нет» и «Ночной дозор» по отечественной прозе, никогда ранее не ставившейся на театральной сцене (газета PROсцениум рассказывала о первых двух спектаклях триптиха).

Два часа, в абсолютной тишине архангельские зрители сопереживали героям петербургского спектакля «ЗАЧАРОВАННЫЕ СМЕРТЬЮ»… А потом задавали вопросы и говорили сами: об актуальности спектакля, о покаянии, о мощном и талантливом высказывании, об экскурсе в нашу историю, вспоминали своих родных, пострадавших в годы террора… Говорили о спектакле не только как о художественном произведении, но как о гражданской акции…

«Наши спектакли не политического толка, не социального, - говорит режиссёр Олег Дмитриев. - Мы занимаемся исследованием человеческой души. Души Мандельштама, которую тоталитарное государство хотело подчинить себе. Души Полуболотова - героя спектакля "Ночной дозор - "которая искажалась на протяжении всей его жизни, и всё-таки так и не была убита в нём. Наконец, общей, как нам кажется, души трёх членов одной семьи, в спектакле «Зачарованные смертью»: Мамы, рождённой в ГУЛАГе и большую часть жизни проведшей за колючей проволокой, Деда - генерала КГБ, который всю свою сознательную жизнь «именем государства» уничтожал себе подобных, и души Сына… Имея опыт советской жизни, включая службу в Афганистане, наш Сын, будучи сегодня вполне благополучным бизнесменом, внутренне - разъедаем непокоем, тревогой, и готов разбираться с таким своим генетическим наследством ради того, чтобы его дети были свободны от тех интеллектуальных и духовных шор, в которых прожила всю жизнь его Мама.
Театр обязан всегда выступать в защиту человека, и наши спектакли, мне кажется, утверждают надежду на всегдашнюю возможность возрождения в человеке человеческого».
Жюри фестиваля, которое составили театральные критики Виктория Аминова из Петербурга, Драгана Бошкович из Сербии и Григорий Заславский из Москвы, возглавил  народный артист СССР Лев Дуров. Главную премию им. Фёдора Абрамова жюри присудило спектаклю петербургского Авторского театра «ЗАЧАРОВАННЫЕ СМЕРТЬЮ» по прозе Светланы Алексиевич в постановке Олега Дмитриева.
Кроме Главной премии, спектакль «ЗАЧАРОВАННЫЕ СМЕРТЬЮ» удостоен  Специального диплома Архангельского отделения Союза театральных деятелей РФ «За сохранение традиций русского психологического театра, мастерство и профессиональную честность в раскрытии трагических моментов истории России через человеческие судьбы людей, их переживших».
На пресс-конференции после спектакля архангельские журналисты спросили Владимира Селезнёва, игравшего Сына, нашёл ли он для себя ответы на вопросы, которыми задаётся его герой: как восстановить разорванные связи, как изжить в себе разрушительные гены советизма...
«Тут ответ один - сказал актёр, - главное, об этом не забывать, постоянно думать на эту тему, собирать материалы, открывать что-то новое для себя, ещё и ещё раз проговаривать это… Главное, об этом не забывать…»
главная страница
сотрудничество контакты
гостевая книга карта сайта
спектакли
афиша
новости
библиотека
Санкт-Петербург
© Авторский театр -  2009